Профилактика социальной запущенности учащихся

Страница 1

Успешность обучения детей в школе зависит от многих факторов. Важнейшими среди них являются компоненты психологической готовности:

— уровень развития познавательных процессов (мышление, внимание, память);

— уровень развития волевой сферы (произвольность, усидчивость, старательность);

— уровень развития тонкой моторики.

Проводимое при наборе детей в школу психологическое тестирование ставит задачу отследить детей, имеющих низкий уровень готовности к обучению с целью своевременного оказания необходимой психологической и педагогической поддержки.

запущенность ребенок коррекция личность

Таблица 4

Сопоставительный анализ готовности детей к школе по классам, в % (исследование Н. Н. Кушнаревой в Ростовской СШ № 83, 1999 г.)

Класс

Уровни готовности

высокий и выше среднего

средний

ниже среднего и низкий

1 а

56

29

17

1 б

39

39

22

1 в

38

54

8

1 г

9

56

35

1 д

66

34

Среднее значение

28

48,8

23,2

Преобладание средней, низкой и крайне низкой готовности детей к школе побуждает нас вести мониторинг их адаптации к обучению.

Адаптация — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого приспособления. Школьная адаптация — приспособление ребенка к новой системе социальных условий, к новым межличностным отношениям, к новым требованиям, в том числе когнитивным, новым видам деятельности, новому режиму жизнедеятельности. Успешная адаптация в начальной школе является залогом успешного психического, личностного и социального развития.

В педагогической практике оправдали себя следующие этапы работы по адаптации:

1. Диагностика учащихся первых классов на предмет успешности адаптации к начальной школе (конец 1 четверти).

1.1. Опрос педагогов, работающих в классах, на предмет выявления плохо адаптированных учащихся.

1.2 Тестирование детей:

а) мотивация учения;

б) рисунок «Что мне больше всего нравится в школе»;

в) изучение самооценки (шкалы: «Здоровье», «Характер», «Счастье», «Ум» Дембо—Рубинштейна).

2. Выявление по результатам диагностики детей, плохо адаптирующихся к школе.

3. Коррекция процесса адаптации — тренинг с такими учащимися для создания условий успешной адаптации (II — III четверть).

Задачи коррекции:

— развитие когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения;

— развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления оптимальных отношений со сверстниками и педагогами;

— формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции, устойчивой адекватной самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

4. Повторное тестирование с целью определения успешности коррекционных мероприятий.

Например, в 2009 году было проведено повторное тестирование первоклассников в ноябре, и результаты активной работы педагогов с учащимися стали очевидны (табл. 5).

Таблица 5. Степень адаптации учащихся к школе (в ноябре 2009 г.)

Класс

Уровни готовности

высокий

средний

низкий

1 а

65

26

9

1 б

76

5

19

1 в

74

19

5

1 г

52

48

0

1 д

60

40

0

Ср. показатель

65,8

27,6

6,6

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Корректировка губ
Идеальными считаются симметричные губы - уголки губ лежат на одной горизонтальной линии, расстояние от уголков до центра должно быть одинаковым. Прогиб верхней губы должен располагаться на вертикальной оси, проведенной по центру губ. Асимм ...

Развитие утомления при статических усилиях и силовой работе
Утомле­ние при статических усилиях наступает быстро, несмотря на кажущуюся иногда легкость упражнения. Так, напри­мер, весьма трудно простоять в положении полуприседа в течение 1—2 мин. Вис на перекладине, упор на брусьях, держание угла в ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru