Профилактика социальной запущенности учащихся

Страница 3

В работе с детьми на сегодняшний день делаются лишь попытки в «борьбе» с эмоциональной депривацией. В какой-то мере компенсировать недостаток положительных эмоций могут предметы эстетического цикла и, в частности, уроки музыки, музыкальные мероприятия, концерты.

Уникальность музыкального языка состоит в том, что он изначально — сплошной набор эмоций и чувств, которые посредством звуков передаются от одного человека к другому. При частом повторении чувства, вызываемые музыкальным произведением, входят в эмоциональный фонд ребенка, делают доступным понимание таких положений, с которыми сам ребенок еще не сталкивался.

Исполняя или слушая музыкальные произведения на групповых или индивидуальных занятиях, ребенок, иногда осознанно, иногда — нет, дает свою оценку произведению, выраженную в его отношении, в его высказываниях по содержанию этого произведения. Конечно, в идеальном случае, ребенок сразу может эмоционально откликнуться на предложенную музыку. Но, как правило, это происходит тогда, когда уже накоплен некоторый слушательский и исполнительский опыт. И тогда каждое новое исполняемое музыкальное произведение ребенок будет наполнять все новыми и новыми эмоциями, тем самым расширяя не только свой эмоциональный фонд, но и свой кругозор.

В природе существует закон равновесия, который можно применить и к эмоциональной сфере человека. Смысл его заключается в следующем: недостаток положительных эмоций будет обязательно компенсирован эмоциями негативными. Поэтому задача уроков музыки и заключается в пополнении позитивного эмоционального фонда ребенка. И тогда на смену недоверию придет доброжелательная открытая улыбка; робости - уверенность в собственных силах; всевозможным страхам - доверие к окружающему миру. Педагогический коллектив таганрогского Дома детства музыкально-эстетического развития убеждается в этом на практике: за тридцать лет существования детского дома здесь не было ни одного побега, ни одного серьезного правонарушения, а подавляющее большинство выпускников учатся в высших и средних специальных учебных заведениях.

Ранняя профилактика и коррекция базируются на специфическом методологическом, технологическом и функциональном обеспечении, которое позволяет моделировать названные процессы с учетом особенностей личности запущенного ребенка и социальной ситуации его развития при функционально-ролевом взаимодействии их субъектов.

Предметом специальной ранней профилактики или параллельной коррекции являются личностные особенности педагогов и родителей, психологическая атмосфера в семье, группе детского сада, школьном классе, отношение к детям, профессиональная и родительская компетентность, социальное развитие субъектов воспитания.

Предметом специальной ранней коррекции являются особенности личности социально и педагогически запущенного ребенка, его деятельность и отношения с окружающими.

Субъектами системы ранней профилактики и коррекции запущенности являются практические психологи, воспитатели детского сада, учителя начальных классов; в определенных ситуациях ими становятся родители, референтная детская группа и сам ребенок как носитель субъектных свойств и социальной активности по мере их развития и восстановления.

Гуманизация целостного педагогического процесса как условие эффективности системы ранней профилактики и коррекции запущенности детей осуществляется при реализации следующих требований:

1. Наличие целостной системы воспитательно-образовательной работы в семье, детском саду и школе как организованной совокупности гуманных целей, содержания, форм, и методов, направляющих и организующих жизнь детей, функционирующей по принципу открытой системы;

2. Понимание и принятие всеми участниками целостного педагогического процесса человека как меры его целесообразности и результативности, качества деятельности, ее условий, атмосферы и педагогической системы в целом;

3. Личностно-гуманная ориентация воспитателей, обеспечивающая ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого;

4. Личностно-ориентированные модели, способы и формы взаимодействия воспитателей и воспитанников, качество которых определяется наличием субъект-субъектных связей, обеспечивающих психологическую защищенность ребенка, развитие его индивидуальности, расширение степеней свободы субъекта деятельности, общения и самосознания;

5. Рациональная и оптимальная организация целостного педагогического процесса, основанная на преемственности содержания, форм и методов работы и требований к ребенку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и способствующая сохранению и укреплению его здоровья.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Игра как средство развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР
Процесс развития речи - явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать св ...

Анализ программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Планета сказок»
В 2001 году в журнале №6 «Дошкольное воспитание» была опубликована программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Планета сказок», автором которой является В.Ашиков – эксперт Международного комитета гражданской диплом ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru