В работе с детьми на сегодняшний день делаются лишь попытки в «борьбе» с эмоциональной депривацией. В какой-то мере компенсировать недостаток положительных эмоций могут предметы эстетического цикла и, в частности, уроки музыки, музыкальные мероприятия, концерты.
Уникальность музыкального языка состоит в том, что он изначально — сплошной набор эмоций и чувств, которые посредством звуков передаются от одного человека к другому. При частом повторении чувства, вызываемые музыкальным произведением, входят в эмоциональный фонд ребенка, делают доступным понимание таких положений, с которыми сам ребенок еще не сталкивался.
Исполняя или слушая музыкальные произведения на групповых или индивидуальных занятиях, ребенок, иногда осознанно, иногда — нет, дает свою оценку произведению, выраженную в его отношении, в его высказываниях по содержанию этого произведения. Конечно, в идеальном случае, ребенок сразу может эмоционально откликнуться на предложенную музыку. Но, как правило, это происходит тогда, когда уже накоплен некоторый слушательский и исполнительский опыт. И тогда каждое новое исполняемое музыкальное произведение ребенок будет наполнять все новыми и новыми эмоциями, тем самым расширяя не только свой эмоциональный фонд, но и свой кругозор.
В природе существует закон равновесия, который можно применить и к эмоциональной сфере человека. Смысл его заключается в следующем: недостаток положительных эмоций будет обязательно компенсирован эмоциями негативными. Поэтому задача уроков музыки и заключается в пополнении позитивного эмоционального фонда ребенка. И тогда на смену недоверию придет доброжелательная открытая улыбка; робости - уверенность в собственных силах; всевозможным страхам - доверие к окружающему миру. Педагогический коллектив таганрогского Дома детства музыкально-эстетического развития убеждается в этом на практике: за тридцать лет существования детского дома здесь не было ни одного побега, ни одного серьезного правонарушения, а подавляющее большинство выпускников учатся в высших и средних специальных учебных заведениях.
Ранняя профилактика и коррекция базируются на специфическом методологическом, технологическом и функциональном обеспечении, которое позволяет моделировать названные процессы с учетом особенностей личности запущенного ребенка и социальной ситуации его развития при функционально-ролевом взаимодействии их субъектов.
Предметом специальной ранней профилактики или параллельной коррекции являются личностные особенности педагогов и родителей, психологическая атмосфера в семье, группе детского сада, школьном классе, отношение к детям, профессиональная и родительская компетентность, социальное развитие субъектов воспитания.
Предметом специальной ранней коррекции являются особенности личности социально и педагогически запущенного ребенка, его деятельность и отношения с окружающими.
Субъектами системы ранней профилактики и коррекции запущенности являются практические психологи, воспитатели детского сада, учителя начальных классов; в определенных ситуациях ими становятся родители, референтная детская группа и сам ребенок как носитель субъектных свойств и социальной активности по мере их развития и восстановления.
Гуманизация целостного педагогического процесса как условие эффективности системы ранней профилактики и коррекции запущенности детей осуществляется при реализации следующих требований:
1. Наличие целостной системы воспитательно-образовательной работы в семье, детском саду и школе как организованной совокупности гуманных целей, содержания, форм, и методов, направляющих и организующих жизнь детей, функционирующей по принципу открытой системы;
2. Понимание и принятие всеми участниками целостного педагогического процесса человека как меры его целесообразности и результативности, качества деятельности, ее условий, атмосферы и педагогической системы в целом;
3. Личностно-гуманная ориентация воспитателей, обеспечивающая ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого;
4. Личностно-ориентированные модели, способы и формы взаимодействия воспитателей и воспитанников, качество которых определяется наличием субъект-субъектных связей, обеспечивающих психологическую защищенность ребенка, развитие его индивидуальности, расширение степеней свободы субъекта деятельности, общения и самосознания;
5. Рациональная и оптимальная организация целостного педагогического процесса, основанная на преемственности содержания, форм и методов работы и требований к ребенку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и способствующая сохранению и укреплению его здоровья.
Новое о педагогике:
Содержание проблемных ситуаций на уроках математики
А.М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как, «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия ...
Коррекция формы бровей
Брови являются наиболее красноречивой частью лица. От формы бровей во многом зависят выражение лица и впечатление, производимое человеком. Обычно брови нуждаются хотя бы в небольшой корректировке формы путем выщипывания. Густые брови необх ...