Особенности развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР

Новое в образовании » Развитие мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи » Особенности развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР

Страница 2

Артикуляция [лат. articulare членораздельно разговаривать] - деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.

Одной из причин неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка. Это может быть зубочелюстная патология, слишком большой или слишком маленький язык, короткая подъязычная связка (или так называемая уздечка языка), расщелина верхней губы, твердого и мягкого нёба (ринолалия).

При дефектах в строении речевых органов звуки речи чаще всего произносятся искаженно, а не заменяются другими звуками. Это объясняется тем, что ребенок, различающий на слух все звуки речи, после выхода из периода “возрастного косноязычия”, обычно не идет на полную замену одного звука другим. Эта “искаженность” в звучании звуков бывает заметна уже в период “возрастного косноязычия”, поскольку употребляемые ребенком звуки-заменители звучат не чисто, а как бы с посторонним призвуком хлюпанья, шепелявости, что сразу обращает на себя внимание. Другой причиной, вызывающей стойкие нарушения в произношении звуков, является недостаточная подвижность органов артикуляции. Чаще всего речь здесь идет о парезах мышц губ и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краев или спинки.

Парезы мышц губ и языка можно обнаружить при попытке выполнения этими органами простейших движений. Здесь может наблюдаться следующие: невозможность вытянуть губы вперед – вместо этого они остаются почти неподвижными или совершают какие-то хаотичные движения; асимметричность улыбки (оскала) при растягивании губ в стороны. Одна сторона рта при этом остаётся неподвижной или совершает минимальное движение. Невозможность распластать язык во рту, сделать его широким (то есть склонность языка к постоянному сужению). Уклонение языка в одну сторону при высовывании его изо рта. Непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу при высовывании его изо рта – ребенок не может удержать язык горизонтально. Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней. При выполнении этого движения ребенок как бы поддерживает, подталкивает язык вверх нижней губой. Невозможность свободного отведения языка в правый и левый углы рта. Язык при этом перемещается напряженно, всей своей массой; кончик языка не выражен.

Невозможность спокойно удерживать высунутый изо рта язык – наблюдается его дрожание, хаотичное подергивание мышц, свидетельствующее об их слабости. Склонность к удерживанию языка во рту “комком”. Этот “комок” будет хорошо виден, если попросить ребенка широко открыть рот.

Таким образом, нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой, может создать трудности в овладении письменной речью в школьном возрасте, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Страницы: 1 2 

Новое о педагогике:

Народные игрушки как средство социализации детей
В совей книге «Русское народное творчество детскому саду» А.П.Усова разделяет народные игрушки на игрушки-самоделки, дидактические и сюжетные игрушки. Игрушки-самоделки изготавливаются взрослыми или детьми, используя для этого разнообразны ...

Понятие и сущность индивидуализации
Для понятий педагогической науки, которые отражают особенно сложные явления, зачастую характерно то, что они используются в различных, порою в весьма-таки неопределенных значениях. К таким понятиям относится и «индивидуализация обучения». ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru