Тренинг общения повышения толерантности и профилактики агрессивного поведения
Программа тренинга общения включает в себя следующие темы:
знакомство с психологическими характеристиками личности (с обсуждением примеров из художественной литературы);
теория ролевого поведения, виды и уровни общения, обучение позитивному мышлению, навыки публичного выступления, диалогическое и монологическое общение, доверительность в общении, проблема манипулятивного поведения, выбор имиджа и стиля поведения, контроль над эмоциями.
Занятия включают в себя как теоретический, так и практический материал на 4 – 6 человек Продолжительность одного занятия около 3 ч. Занятиям предшествует индивидуальное собеседование, на котором определяется состояние психики будущего участника, круг его интересов, проблемы, его ожидания от участия в группе. Оценка, хотя бы грубая, психического состояния обязательна, так как психолог не должен брать на себя ответственность за участие в групповой работе психически неустойчивого человека.
В тренинге участвовали пять воспитанников от 11 до 17 лет. Дети из неблагополучных семей. Все они обучаются в школе №15. Тренинг состоит из пяти занятий. Было проведено несколько занятий, которые направленных на изучение уровня сформированности общения воспитанников.
Фрагмент тренинга общения повышения толерантности и профилактики агрессивного поведения (см. Приложение 3)
Первое занятие. Знакомство участников группы друг с другом, с проблемами, которые испытывают окружающие. Некоторое время потребовалось на то, чтобы участники почувствовали себя в кругу друзей, имеющих сходные интересы и трудности.
Возникновению доверия способствует упражнение «Падаем в кругу друзей». Вся группа становится в круг, один из участников находится внутри круга и начинает спиной падать на подставленные руки участников. Это происходит до тех пор, пока он не почувствует поддержку всех членов группы. После этого в центр круга встает другой участник.
Далее происходит обсуждение целей групповых занятий, особенностей позиции руководителя тренинга: не всегда высказывала свое мнение, предоставляла право решать группе, провоцировала участников на нужные реакции, могла говорить неприятные вещи, которые действовали как горькое лекарство, никого и ни за что не осуждала, оценивала не личность участников, а только выполняемое в рамках группы задание.
После любого упражнения проводился разговор о чувствах, испытанных каждым из участников. Именно чувства, а не теоретический материал являются основой приобретения жизненного опыта. Далее следовала работа по теме «Описание своих достоинств и недостатков». Каждый член группы немного рассказывал о том, каковы сильные и слабые стороны его личности. Как правило, на первом занятии участники описывали себя всего в трех-четырех категориях, причем у некоторых описание недостатков преобладалало.
Разговор о самоуважении — первый шаг к тому, чтобы принять себя таким, каков ты есть. Любовь к себе — основа любви к другим людям. Только человек, внутренний мир которого достаточно гармоничен, может объективно оценивать других людей, терпимо относиться к их недостаткам, прощать себе мелкие ошибки, развивая отношения с другими. Самоуважение — это надежный щит от разного рода манипуляторов, использующих наши слабости и комплексы неполноценности для достижения своих целей. Если мы чувствуем себя задетыми чьими-то неуважительными словами, то начинаем оправдываться, защищаться. Очень часто это выглядит жалко. Лучшая защита в этом случае — умение отшутиться, не показать, как глубоко мы задеты сказанным. Поэтому вырабатываем защиту от негативных воздействий: упражнение на обмен критикой и ответами.
Обсуждение проработанного с точки зрения контроля над эмоциями покажет, насколько глубока связь нашего мнения о себе с нашим эмоциональным состоянием.
Работа по теме «Почему я себе не нравлюсь» давала возможность оценить ситуативный аспект самооценки. Участники группы вспоминали, в каких случаях они чувствовали себя успешными и удачливыми, а когда — никчемными неудачниками. Общение с кем привело их к такой мысли? Кто был хозяином ситуации? Что помешало достижению успеха? Надолго ли сохранилось в памяти воспоминание об этой ситуации?
Темы первого занятия заставляют многих участников группы задуматься о роли других в их личностном самосознании, и это является первым шагом на пути к умению вставать на точку зрения другого, к принятию того факта, что логика другого человека не всегда совпадает с твоей собственной, что мнение о себе может оказаться проекцией чужого, а личность человека рождается, существует и развивается только в обществе.
Новое о педагогике:
Задачи ознакомления детей с произведениями изобразительного
искусства
Познание искусства невозможно без знания красоты конкретных качеств (цвет, форма, строение и др.). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства призвано содействовать всестороннему развитию личности ребенка, обогащению его духо ...
Технологический процесс обработки данных
Известно два основных подхода к построению модели технологического процесса обработки данных (ТПОД): Модели ТПОД, ориентированные на события; Модели ТПОД, ориентированные на процессы. В курсовом проекте используется второй подход к построе ...