Описание методов и хода работы с детьми «группы риска»

Страница 2

Второе занятие. Занятие посвящено теме общения как ролевого поведения. Занятие начинается с упражнения «Падаем в кругу друзей». Затем проводится обсуждение стереотипов поведения в различных жизненных ситуациях.

Стереотипы поведения — это роли, которые мы играем во взаимоотношениях с другими людьми. Например, в отношениях друзей поддержка друга не есть поддержка правого мнения; в отношениях родитель — ребенок хорошая мать обязана проявлять заботу, осуществлять контроль над поведением, следить за школьными оценками, материально обеспечивать, не обязана быть подругой своему ребенку, поэтому доверительные отношения между отцами и детьми воспринимаются как привлекательная редкость. Отношения начальник — подчиненный, покупатель — продавец, преподаватель — студент, учитель — ученик, библиотекарь — читатель — все это примеры стереотипов поведения, т. е. сложившихся в обществе требований по отношению к поведению тех или иных его членов.

Затем проводилось обсуждение функций стереотипов, спрашивала мнение участников.

Маски — более примитивные образования, они менее структурированы и больше связаны с контекстом ситуации: маска сочувствия, маска клоуна, маска дружелюбия, маска волка или зайца помогают нам достойно разрешить ту или иную ситуацию.

Выход за рамки ролевого поведения необходим в случаях кризиса: рано или поздно человек перерастает эти рамки; возможен конфликт между ролями, которые приходится играть одновременно.

Приводились примеры ролевого поведения и масок со стороны участников. Ролевые игры на осознание поведенческих стереотипов:

дочь собирается на позднюю вечеринку;

продавец предлагает некачественный товар;

альтруист обнаруживает, что его используют.

При обсуждении ситуаций обратила внимание на стереотипы поведения, предполагаемые ролью, вскрыть внутренний конфликт, найти пути выхода. Ролевые игры на конфликт между двумя или больше участниками:

любовный треугольник;

отцы и дети;

лидер и его команда.

Хорошо обсудить примеры из художественной литературы, кинофильмов. Следует обратить внимание на момент выхода за рамки роли, на выбор участника конфликта.

Третье занятие. Занятие было посвящено теме публичного выступления и отличиям диалогического и монологического стилей общения.

Первая часть занятия. Барьеры общения и их преодоление:

барьеры, связанные с аудиторией, — неготовность к общению, отсутствие общих интересов, разнородность аудитории;

барьеры, связанные с личностью выступающего, — страх аудитории, недостаточное владение материалом, неуверенность в себе.

Приемы, способствующие успешному выступлению, — структурирование материала, как можно более полное изучение темы выступления, выбор соответствующей формы подачи материала, план или частичный текст выступления, освоение литературы по ораторскому мастерству, виды начал выступлений.

Диалог и монолог — выбор стиля выступления, язык и адресность. Диалогический стиль общения в повседневной жизни и во время выступления — реальная возможность быть услышанным.

Контроль страха — выбор имиджа, роль опытного лектора, владение материалом, вспомогательные материалы.

Работа с воображением — добиться почти осязаемой картинки своего успеха во время выступления.

Практическое занятие — публичные выступления участников (не более 5—7 мин) по приготовленной теме.

Разбор выступлений нужно производить после выступлений каждых двух-трех участников.

Окончание занятий.

Тренинг проводился в отдельном посещении, участники тренинга сидели кругом, тем самым была создана ситуация успеха совместной работы между участниками, но успешной совместной работы не получилось, потому что со стороны мальчиков прослеживалась агрессия в тот момент, когда у кого – то из участников тренинга что – то не получалось или были большие паузы когда нужно было высказать свое мнение по какому – либо поводу и т.д. Мальчики, особенно Ю. начинал сильно нервничать, кричать, применял ненормативную лексику в своей речи.

Во время тренинговых занятий участникам необходимо было выразить свои чувства в рисунках так, например, З.В. нарисовала рисунок на котором изобразила божью коровку, сидящую на листе и она греется на солнышке. Этим рисунком она хотела сказать, что она – это божья коровка, что она одинока т.к. божья коровка изображена на рисунке одна, что у нее близких друзей, с которыми бы она могла поделится своими переживаниями и т.д. На рисунке изображено солнышко, В. объяснила, что оно олицетворяет ее мечту, которая ее «согревает» и она очень хочет, что бы ее мечта сбылась.

Х.К изобразила на рисунке природу, светит солнышко – это значит, что на душе у нее все спокойно, хорошо, но солнышко нарисовано не полностью, потому что, она не со своей семьей, но ей очень этого хочется, хочется быть рядом с мамой и папой.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Проблема готовности педагога к воспитательной работе
Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания. На современном этапе в воспитательн ...

Работа студентов на лекции
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru