Описание методов и хода работы с детьми «группы риска»

Страница 2

Второе занятие. Занятие посвящено теме общения как ролевого поведения. Занятие начинается с упражнения «Падаем в кругу друзей». Затем проводится обсуждение стереотипов поведения в различных жизненных ситуациях.

Стереотипы поведения — это роли, которые мы играем во взаимоотношениях с другими людьми. Например, в отношениях друзей поддержка друга не есть поддержка правого мнения; в отношениях родитель — ребенок хорошая мать обязана проявлять заботу, осуществлять контроль над поведением, следить за школьными оценками, материально обеспечивать, не обязана быть подругой своему ребенку, поэтому доверительные отношения между отцами и детьми воспринимаются как привлекательная редкость. Отношения начальник — подчиненный, покупатель — продавец, преподаватель — студент, учитель — ученик, библиотекарь — читатель — все это примеры стереотипов поведения, т. е. сложившихся в обществе требований по отношению к поведению тех или иных его членов.

Затем проводилось обсуждение функций стереотипов, спрашивала мнение участников.

Маски — более примитивные образования, они менее структурированы и больше связаны с контекстом ситуации: маска сочувствия, маска клоуна, маска дружелюбия, маска волка или зайца помогают нам достойно разрешить ту или иную ситуацию.

Выход за рамки ролевого поведения необходим в случаях кризиса: рано или поздно человек перерастает эти рамки; возможен конфликт между ролями, которые приходится играть одновременно.

Приводились примеры ролевого поведения и масок со стороны участников. Ролевые игры на осознание поведенческих стереотипов:

дочь собирается на позднюю вечеринку;

продавец предлагает некачественный товар;

альтруист обнаруживает, что его используют.

При обсуждении ситуаций обратила внимание на стереотипы поведения, предполагаемые ролью, вскрыть внутренний конфликт, найти пути выхода. Ролевые игры на конфликт между двумя или больше участниками:

любовный треугольник;

отцы и дети;

лидер и его команда.

Хорошо обсудить примеры из художественной литературы, кинофильмов. Следует обратить внимание на момент выхода за рамки роли, на выбор участника конфликта.

Третье занятие. Занятие было посвящено теме публичного выступления и отличиям диалогического и монологического стилей общения.

Первая часть занятия. Барьеры общения и их преодоление:

барьеры, связанные с аудиторией, — неготовность к общению, отсутствие общих интересов, разнородность аудитории;

барьеры, связанные с личностью выступающего, — страх аудитории, недостаточное владение материалом, неуверенность в себе.

Приемы, способствующие успешному выступлению, — структурирование материала, как можно более полное изучение темы выступления, выбор соответствующей формы подачи материала, план или частичный текст выступления, освоение литературы по ораторскому мастерству, виды начал выступлений.

Диалог и монолог — выбор стиля выступления, язык и адресность. Диалогический стиль общения в повседневной жизни и во время выступления — реальная возможность быть услышанным.

Контроль страха — выбор имиджа, роль опытного лектора, владение материалом, вспомогательные материалы.

Работа с воображением — добиться почти осязаемой картинки своего успеха во время выступления.

Практическое занятие — публичные выступления участников (не более 5—7 мин) по приготовленной теме.

Разбор выступлений нужно производить после выступлений каждых двух-трех участников.

Окончание занятий.

Тренинг проводился в отдельном посещении, участники тренинга сидели кругом, тем самым была создана ситуация успеха совместной работы между участниками, но успешной совместной работы не получилось, потому что со стороны мальчиков прослеживалась агрессия в тот момент, когда у кого – то из участников тренинга что – то не получалось или были большие паузы когда нужно было высказать свое мнение по какому – либо поводу и т.д. Мальчики, особенно Ю. начинал сильно нервничать, кричать, применял ненормативную лексику в своей речи.

Во время тренинговых занятий участникам необходимо было выразить свои чувства в рисунках так, например, З.В. нарисовала рисунок на котором изобразила божью коровку, сидящую на листе и она греется на солнышке. Этим рисунком она хотела сказать, что она – это божья коровка, что она одинока т.к. божья коровка изображена на рисунке одна, что у нее близких друзей, с которыми бы она могла поделится своими переживаниями и т.д. На рисунке изображено солнышко, В. объяснила, что оно олицетворяет ее мечту, которая ее «согревает» и она очень хочет, что бы ее мечта сбылась.

Х.К изобразила на рисунке природу, светит солнышко – это значит, что на душе у нее все спокойно, хорошо, но солнышко нарисовано не полностью, потому что, она не со своей семьей, но ей очень этого хочется, хочется быть рядом с мамой и папой.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Особенности и классификация самостоятельной работы учеников из химии
Самостоятельная работа учеников на уроках проводится по специальному заданию. От цели, содержания, формы задания зависит характер деятельности школьников. Организовывая самостоятельную работу, учитель ставит разную цель учебы, развития и в ...

Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы мероприятий
Проведя констатирующий этап эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо с детьми, находящимися на среднем и низком уровне развития связной речи проводить более глубокую, целенаправленную и систематическую работу по развитию связных вы ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru