Развитие мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи

Новое в образовании » Развитие мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника с общим недоразвитием речи является развитие координации движений пальцев рук и артикуляционной моторики. Дети с любым уровнем ОНР имеют отклонения в этих областях в большей или меньшей степени. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Работы невропатолога и психиатра В.М. Бехтерева, доказали влияние манипуляций рук на функции центральной нервной системы. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым (1977), М.М. Кольцовой (1973), Л.А. Кукуевым (1968), Л.А. Новиковым (1957) и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. М.М. Кольцова пришла к заключению, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Кроме того, М.М. Кольцова указывает, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

У детей с общим недоразвитием речи страдает и артикуляционная моторика. Причинами такого нарушения является неправильное строение органов речевого аппарата, недостаточная подвижность органов артикуляции и другие. Проблемами артикуляции занимались Филичева Т.Б., Фомичева Г.В. и другие.

Актуальность выбранной темы очевидна, так как с каждым годом увеличивается число детей с различными нарушениями речи, и обусловлена значимостью сформированности мелкой и артикуляционной моторики в речевом и умственном развитии ребенка, в подготовке детей к обучению письму; необходимостью всестороннего исследования особенностей тонкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР с целью определения специфики и степени выраженности ее отклонений; необходимостью своевременной организации коррекционной, профилактической и развивающей работы, направленной на нормализацию и развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Объект исследования - процесс развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования - влияние игровых методов на развитие мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель исследования заключается в изучении влияния игровых методов на развитие мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для достижения цели были определены следующие

Задачи:

1. раскрыть сущность и специфику развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи;

2. выявить возможности использования игровых методов для развития мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

3. экспериментально обосновать влияние включения игровых методов в занятия, способствующие развитию мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

Гипотеза исследования заключается в том, что подобранный комплекс специальных мероприятий с использованием игровых методов позволит преодолеть имеющиеся нарушения мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ научной литературы по данной проблеме;

- эмпирические: организация и проведение педагогического эксперимента;

- количественный и качественный анализ полученных данных, статистическая обработка результатов.

Организация исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

I. Диагностика развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

II. Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи при помощи использования игровых методов.

III. Повторная диагностика детей с целью выявить динамику развития мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

База исследования - МБДОУ №5 Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону.

Новое о педагогике:

Основные направления логопедической работы по формированию словоизменения имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость проведения коррекционно-логопедической работы по формированию словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи. Теоретической основой логопедической раб ...

Корректировка губ
Идеальными считаются симметричные губы - уголки губ лежат на одной горизонтальной линии, расстояние от уголков до центра должно быть одинаковым. Прогиб верхней губы должен располагаться на вертикальной оси, проведенной по центру губ. Асимм ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru