Организация и методы изучения уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР

Новое в образовании » Развитие мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи » Организация и методы изучения уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР

Страница 1

Для выявления исходного уровня развития мелкой и артикуляционной моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нами был проведен констатирующий эксперимент. Эксперимент проходил на базе МДОУ г. Ростова-на-Дону № 5. Дети имеют речевые нарушения и посещают индивидуальные занятия с логопедом, а также присутствуют на фронтальных занятиях в группе. Экспериментальную группу составили 5 детей в возрасте 5-6 лет: Андрей К., Данил С., Аня Г., Катя В., Кирилл Ш.

В ходе констатирующего эксперимента нами решались следующие задачи:

1. изучение и систематизация методов диагностики уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей;

2. выявление основных характеристик и составление критериев для оценки уровня развития мелкой и артикуляционной моторики;

3. разработка и проведение диагностики для выявления уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей.

В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методы исследования: диагностирование, качественная и количественная обработка данных.

Для реализации поставленной цели в констатирующем эксперименте была проведена диагностика развития мелкой и артикуляционной моторики (в два этапа). Диагностика каждого вида моторики включала в себя несколько упражнений.

Для выявления уровня развития мелкой моторики у детей были подобраны следующие упражнения:

«Графические пробы»

Ребёнок должен, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев.

«цепочка»

«заборчики»

«башня-крыша»

Оценка результатов:

3 балла – в конце ряда – замедление, отрыв карандаша от бумаги

2 балла – при сохранности топологической схемы выраженная истощаемость, нарушение плавности

1 балл – утрата топологической схемы в конце графического ряда

0 баллов – отсутствие топологической схемы.

«Ассиметричное постукивание»

Воспроизвести по подражанию серию движений из переменного постукивания: два раза одной рукой и один раз – другой (2–1). Затем порядок ударов противоположный (1–2). Задание предлагается дважды: в быстром и в более медленном темпе.( При затруднениях вводится речевой просчет ударов.)

Оценка результатов:

3 балла – умеренный темп в начале задания, но замедляющийся в конце.

2 балла – замедленность движений с тенденцией к дезавтоматизации, выраженная истощаемость, ребёнок замечает ошибки, принимает помощь.

1 балл – выраженная истощаемость, персеверации, одинаковость движений обеих рук, малая эффективность помощи.

0 баллов – беспорядочное отстукивание, помощь неэффективна.

3) «Сожми-разожми ладонь» (на основе пробы Н.И. Озерецкого)

Предлагается поочерёдное и одновременное сжимание кистей.

Вначале исследователь показывает, как следует производить движения руками. Если ребёнок не может повторить движения, то повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол – вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть лежит спокойно. А теперь сделай наоборот. Продолжай движения вместе со мной».

Оценка результатов:

3 балла – движения координированные, плавные, но замедленные

2 балла – дезавтоматизация и нарушение координации на истощении

1 балл – стойкое нарушение координации, изолированность движений

0 баллов – выраженная персеверативность движений

Для оценки мелкой моторики детей нами были определены уровни ее развития:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Воспитание как социализация
Воспитания и развитие личности диалектически взаимосвязанные, то есть первое не только влияет на второе, а зависит от него, так как второе определяет цель, содержание и методику первого. Вместе с тем воспитания может идти впереди развития, ...

Особенности построения программ по предмету «Физическая культура» для студентов машиностроительного профиля
Практика показывает, что ППФП студентов технических ВУЗов успешно осуществляется только тогда, когда эта подготовка хорошо спланирована и постоянно контролируется. Программа ППФП для всех студентов ВУЗа и факультета осуществляется в рамках ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru