Средний дошкольный возраст характеризуется активностью в деятельности. Дети уже имеют целый ряд навыков и умений, которые позволяют им участвовать в развлечениях в роли исполнителей, поэтому они, больше действуют сами, могут предложить отдельное выступление для какого-либо концерта, повторить с помощью воспитателя несложный спектакль кукольного или настольного театра.
Активность детей в старшем возрасте наблюдается, прежде всего, в большей самостоятельности - повышается ответственность за собственное выступление и выступления своих сверстников. Старшие ребята хорошо знают, как надо сыграть ту или иную роль в инсценировке, спеть, прочитать стихотворение, они могут поправить товарища, оценить и выбрать лучшего исполнителя. Проявляя выдумку и инициативу, они вместе с воспитателем участвуют в организации развлечений, в изготовлении необходимых атрибутов.
В практике детских садов формы и виды развлечений многочисленны: театры - кукольный, настольный, теневой, концерты на разные темы, вечера песен и танцев, игр и забав, драматизация сказок, музыкальные спектакли. Характеризуя развлечения с точки зрения детской самостоятельности и проявления индивидуальности, их можно разделить на три типа:
1) зрелищные развлечения, концерты, спектакли, организованные и выполняемые взрослыми;
2) развлечения концертного типа и спектакли, организованные взрослыми, при участии детей в составлении и исполнении программы;
3) развлечения по инициативе детей, подготовленные и проходящие при их активном участии, но с помощью взрослых.
Интерес и эмоциональную приподнятость сохраняют малыши при восприятии доступного развлечения, учитывающего их возрастные особенности. Содержание должно быть небольшим по объему, например, показ и обыгрывание новой игрушки, инсценировка короткого стихотворения с диалогом кукол, маленькие сценки с участием одного-двух персонажей кукольного театра. В таких развлечениях используются более сложные произведения, чем те, которые дети могут исполнить сами.
Средним и старшим группам дошкольников чаще устраивают такие развлечения, в которых они могут продемонстрировать умения и навыки самостоятельно. Для этой цели выбирают знакомый, наиболее легкий репертуар. В зависимости от тематики воспитатель дает дополнительный материал, соответствующий программе для данного возраста.
Большую радость доставляет ребятам выступление вместе с взрослыми.
Педагог привлекает детей к подготовке несложного оформления, поделке атрибутов, необходимых для танца или спектакля.
Наиболее сложным в педагогической работе является вовлечение детей в организацию собственного досуга, воспитание инициативности и умения осуществлять задуманное.
Таким образом, виды развлечений в детском саду носят разный характер: они могут быть пассивными - знакомство с произведением искусства в исполнении взрослых и активными - с использованием различных форм детской самодеятельности, развивающей выдумку, самостоятельность. Хорошо организованные, содержательные развлечения, в ходе которых ребенок приобретает специальные навыки, оказывают продолжительное воздействие на общее развитие, способствуют наиболее успешному участию в этой деятельности.
В первой младше группе внимание детей очень неустойчивое, малыши часто отвлекаются, поэтому выдвигается задача - приучить их слушать песни, музыку в грамзаписи, выступления до конца.
Новое о педагогике:
Социальный портрет учителя во второй половине XIX - начале XX вв
Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Российская Федерация провозглашает сферу образования приоритетной (согласно статье 1 Закона Российской федерации «О ...
Методы работы социального педагога с детьми группы риска
Метод – (от греч. – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработк ...