На этапе выполнения задания педагог учит ребенка:
сверять свои действия с правилами выполнения задания или образцом;
оценивать правильность своих действий;
исправлять допущенные ошибки в ходе выполнения задания.
Здесь эффективны приемы, побуждающие ребенка к самоконтролю. Предлагает педагог проверку правильности выполнения действий («Вспомни, какие правила нужно было соблюдать, и проверь, правильно ли ты делаешь?») и помощь в случае необходимости. В последствии педагог может просто напомнить ребенку о его действиях («А ты вспомни, как нужно проверить себя?»). Конечная цель работы на этом этапе состоит в том, чтобы научить в любой момент и на любом этапе выполнения задания, самостоятельно, молча проверить качество выполнения, исправить допущенные ошибки.
Решения задач II этапа осуществляется аналогично I -ому этапу на трех уровнях.
На этапе оценки полученного результата с точки зрения предъявленного задания используется следующая последовательность действий:
дается алгоритм и пример оценки педагога, дается серия специально подобранных упражнений;
производится оценка ребенком своего труда.
В начале сам взрослый повторяет правила выполнения задания, ребенок по ходу их воспроизведения проверяет свою работу и оценивает с его же помощью степень соответствия этим правилам: правильно, неточно, неправильно. Затем предварительно создается ориентировочная основа действий самоконтроля:
1. Вспомни задание - что нужно было сделать.
2. По каким правилам - какие правила ты выполнил.
3. Какие правила не выполнил - какие выполнил неточно.
Ребенок упражняется в оценивании своей работы на основании воспроизведенных правил и аргументировании оценки в развернутой речевой форме.
Показатель сформированности действий контроля - умение ребенка давать адекватную оценку выполненной им работе на основе сличения с образцом, делать это в плане громкой, шепотной и внутренней речи.
Для выработки определенной степени контроля у учащихся с ЗПР на логопедических занятиях необходимо создать определенные объективные условия:
задание образца;
умения сопоставлять свои действия (произношение, письмо) с образцом;
умение анализировать и находить ошибку;
умение исправлять ошибку.
Имеют место и субъективные условия:
контроль логопеда;
взаимоконтроль учащимся;
побуждение логопеда к контролю;
определенность требований логопеда;
единство и постоянство требований логопеда и учителя.
В.Я. Салахова предлагает методику формирования самоконтроля с использованием общепринятой схемы логопедического занятия, наполненного специфическим содержанием, предлагающим разноаспектный подход к методам и направлениям коррекции звукопроизношения и письма у учащихся в зависимости от структуры речевого дефекта, генеза ЗПР и особенностей коммуникативно-познавательной деятельности.
Цели:
восстановление психологической базы речи;
коррекция речевого развития;
коррекция коммуникативных и познавательных способностей.
Организационный момент.
Цель: формирование мотива, желания и настроения детей сотрудничать с педагогом и добывать знания.
Приемы: упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, восприятие в зависимости от конкретных целей занятия; упражнения на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, упражнения на сравнение, описание; упражнение на развитие контроля и самоконтроля в зависимости от этапа и уровня его сформированности.
Введение в тему.
Цель: формирование целевой установки у ребенка для усвоения нового материала.
Приемы: самостоятельное формулирование темы детьми (о чем будем говорить, над чем работать), составление плана работы на занятии и т.д.
Актуализация знаний и представлений у детей по теме (повторение изученного).
Цель: включение максимального количества анализаторов у каждого ребенка в активную деятельность.
Приемы: упражнение на узнавание и различие, речевые игры и упражнения (тексты, подбор антонимов, синонимов и др.), удержание смысловой цепочки.
Изучение нового материала
Цель: формирование самоконтроля у детей.
Приемы: объяснение, рассказ, беседа, демонстрация новой деятельности, практические упражнения и т.д.
Закрепление нового материала.
Цель: формирование самоконтроля.
Приемы: упражнения в узнавании и различении, упражнения в умении работать с образцом, помощь в зависимости от этапа и уровня сформированности самоконтроля, упражнения по взаимоконтролю, игровой прием - задание выполняется с позиции другого - например: "ты учитель - логопед."
Итог.
Цель: формирование адекватной оценки детьми своей работы, работы товарищей.
Приемы: поощрение (очки, звездочки, баллы и т.д.), индивидуальный подход к каждому, оценка отдельных ответов, проявление активности, вопросы (Что узнали нового?, Понравился ли урок?).
В.Я.Салахова предлагает мониторинг результатов по формированию действия контроля и самоконтроля фиксировать в следующую таблицу:
Формирование контроля и самоконтроля.
Новое о педагогике:
Планирование процесса воспитания физических качеств
на уроке физической культуры
Одно из главных требований, позволяющих добиваться высокой эффективности учебного процесса, - правильное планирование материала. В программе по физической культуре материал для развития физических качеств расположен по разделам: "гимн ...
Содержание методики исследования словоизменения существительных у дошкольников
В разработке методики констатирующего эксперимента основополагающим явилось современное понимание развития грамматического строя в норме. При составлении методики исследования словоизменения существительных мы опирались на методические раз ...