Религиозное воспитание в философско-педагогическом творчестве И. Канта

Новое в образовании » Религиозное воспитание в философско-педагогическом творчестве И. Канта

Страница 3

Христианское учение, построенное на фактах, а не только на понятиях разума, Кант называет уже не христианской религией, а христианской верой.

Кант рассматривает Всевышнего как священную тайну. С его точки зрения, нам не обязательно знать, что такое Бог по своей природе. Он представляет интерес для человека прежде всего как моральное существо. В соответствии с данной потребностью практического разума, всеобщая истинная религиозная вера, которая также должна сообщаться детям, есть "вера в Бога 1) как во всемогущего Творца неба и Земли, то есть в моральном смысле как в святого законодателя, 2) как в хранителя человеческого рода, то есть благого правителя и морального опекуна его, 3) как в блюстителя своего собственного священного закона". Кант считает, что призывать Бога следует только во имя Отца и Сына и Святого Духа (и никогда "в столь многообразных личностях"), т.е. во имя "даже Им Самим выше всего почитаемого и любимого предмета, пребывать в моральном единстве с которым есть наше желание и, вместе с тем, наш долг".

По Канту, Бог открыл нам свою волю через моральный закон, но оставил недоступными для нашего знания причины, побуждающие к свободному действию. Философ объясняет это непостижимой для нас Божественной мудростью: "В отношении же объективного правила . все, в чем мы нуждаемся, нам достаточно открыто (через разум и Писание), и это откровение в то же время понятно каждому человеку". И далее: "То, что человек моральным законом призван к доброму образу жизни . — этому поучают и к этому побуждают одновременно разум, сердце и совесть". Кант считает, что требовать большего было бы нескромно, и это не есть всеобщая человеческая потребность.

Высшая, для человека никогда вполне не достижимая цель морального совершенства, по Канту, — это любовь к закону (категорическому императиву).

Источником всякого зла в мире философ называет себялюбие.

Кант возлагает огромную ответственность за образ мыслей на самого человека: "Если человек в моральном смысле бывает или должен быть добрым или злым, то он сам себя должен делать или сделать таким". И далее: "Если говорят: он рожден добрым, то это может означать только то, что он создан для добра, и что первоначальные задатки в человеке добрые". На этом моменте о первоначальных задатках добра представляется необходимым остановиться подробнее. Под "первоначальными задатками" Кант понимает объективно необходимую составную часть существа, следовательно, компонент, без которого человек не был бы возможен вообще. При этом важно, что зло, в противоположность задаткам добра, не относится к человеку с объективной необходимостью. Кант говорит о "тяге к злу", которая вообще случайна для человека. Философ провозглашает необходимость искоренения зла и борьбы с ним. Он полагает, что высшая склонность в нас — к добру — может быть достаточно сильной, чтобы определять нашу волю без каких-либо дополнительных мотивов. В связи с этим К. Шенхерр рекомендует разбирать с воспитанниками героические поступки литературных героев: насколько чистыми были их мотивы, т.е. насколько они соответствовали долгу, а сами они, следовательно, были добрыми.

Как педагогам, так и воспитанникам важно осознать, что в противостоянии злу борьба против какого-то одного порока, выявленного эмпирическим путем, — не есть путь к успеху. Ссылаясь на Евангелие от Иоанна, Кант акцентирует следующий момент: если кто-либо становится морально (а не только по закону) добрым (богоугодным), это "должно быть вызвано революцией в образе мыслей человека (через переход к его максиме святости)", и новым человеком он может стать только через некое возрождение, как бы через новое творение и изменение в сердце. Добрый человек является таковым только в непрерывной деятельности и созидании, в никогда не прекращающемся стремлении к лучшему. Для образа чувств, которые иногда этому препятствуют, необходима постепенная реформа.

По словам Канта, только в постоянном самосовершенствовании, в стремлении стать лучше человек приобретает право надеяться на непостижимое для него Божественное содействие.

Он критикует молитву, если та есть только внутреннее формальное богослужение: "Сердечное желание стать угодным Богу во всем нашем поведении — вот дух молитвы, который всегда должен и может иметь место". Также он осуждает посещение церкви только ради снискания благодати. В церкви, по Канту, должно происходить общение верующих, которое "являет собой достойное похвалы средство для назидания каждого в отдельности, но и для всех как членов гражданского Божественного государства, представляемого здесь на Земле". В этом смысле посещение церкви есть долг.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной совместно с коллективом сотрудников Н.А. Кашиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Г.И. Жаренковой в 50 – 60-х годах XX века. Р.Е. Левиной была описана та ...

Методы и приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую русскую ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru