Религиозное воспитание в философско-педагогическом творчестве И. Канта

Новое в образовании » Религиозное воспитание в философско-педагогическом творчестве И. Канта

Страница 2

Для Канта Бог, свобода и бессмертие — это фундаментальные проблемы нашего разума, а их познание есть потребность каждого. Философ пишет, что разум готов "скорее заблудиться", чем он откажется от этого исследования. Понятие о Боге он относит к самым чистым априорным знаниям, т.е. к знаниям, безусловно независимым от всякого опыта, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое, но которые, тем не менее, необходимы для возможности самого опыта. Известно выражение Канта: "Я готов приподнять знание, чтобы рассмотреть, чтобы уступить место вере" . Если углубленно изучать его произведения, то именно в этой фразе мы находим доказательство неизбежности прихода к вере.

Что же касается понимания отношений "человек—знание", "человек—этика", "человек—эстетика", "человек—педагогика", сегодня говорят о кантовских революциях, основным характерным признаком которых является то, что в центр всего поставлена человеческая личность: познающий субъект, мыслящее Я возвышаются до того, что порождают объективность, предметность.

Так, кантовская этика меняет отношение добра и зла, с одной стороны, и нравственного закона — с другой. Понятия добра и зла должны определяться не до категорического императива, а после и посредством него. Таким образом, идея о Высшем благе в мире — производная от нравственности, а отнюдь не основание морали. Для религиозного воспитания это означает пересмотр отношения религии и нравственности: первая оказывается обоснованной во второй. Речь идет о естественной, производной от практического разума религии, о религии доброго образа жизни. Здесь можно усмотреть субъективирование религиозного сознания людей, которые находят Божественное в себе, в своем практическом разуме, а не в книгах и интерпретациях. Предполагается, что в религиозном воспитании важно сообщить учащимся идею о естественной универсальной религии, которую могут без всякого принуждения разделить все люди.

Человек, по Канту, есть конечная цель, он никогда не должен использоваться только как средство. Но, другими словами Канта, высшее благо — это конечная цель каждого разумного существа. Субъективно — это "стремление к счастью", объективно — "достойность быть счастливым". Человек в силу своего несовершенства не в состоянии реализовать высшее благо в этом мире, привести счастье в мире в полное согласие с достойностью быть счастливым. Но это все-таки должно быть возможно, потому что разум способен это помыслить. Гарант этому — Бог, всемогущее нравственное существо, властитель мира. Мы не можем научно доказать Его существование, но мы должны разумно в Него верить, чтобы иметь пример для нашего нравственного человеческого существования. Бог в Его совершенстве, с нашей точки зрения, ни в коем случае не может быть целью для становления и самоосуществления человека, как об этом заявляют атеистически настроенные толкователи Канта. Сам Кант поддерживает нас в нашем заявлении тем, что признает "Бога Сына" (или "Сына человеческого", или "Богочеловека") идеалом для нашего человеческого существования. Таким образом, согласно размышлениям Канта в его произведении "Религия в пределах только разума", мораль неизбежно ведет к религии.

К.А. Михайлов также отмечает очевидное тождество религии и морали в произведениях Канта, объясняя это тем, что произвол человеческого поведения, согласно философу, ограничен свыше безусловным принуждением нравственных принципов. М. Руффинг поясняет в связи с этим, что не нравственные принципы сами по себе принуждают человека, но человек, чтобы быть нравственным, должен принять решение, сделать нравственный закон своим высшим принципом поведения, т.е. свобода воли ограничена разумом, который противостоит неразумным склонностям. Насколько сильным окажется разум, чтобы его было достаточно определять волю к добру и позволить человеку действовать из долга, зависит не от нас, это есть милость Бога и, добавим мы, по Канту, одна из Его тайн.

Религию Кант определяет как познание всех наших обязанностей как Божественных заповедей. При этом он призывает осторожно относиться к этому термину и не путать его с термином "вероисповедание". Другими словами, нельзя сказать, что кто-то исповедует, например, мусульманскую религию: исповедовать можно веру, а религия всегда одна — это религия чистого разума. Кант, рационалист в делах веры, признает морально необходимой лишь естественную религию — такую, согласно которой человек сначала должен знать, что нечто есть долг, прежде чем он признает это за божественную заповедь. Такой религией мыслитель считает христианство, которое, будучи окончательным отходом от иудейства, где оно возникло, было основано на совершенно новом принципе и произвело полную революцию в вероучении. Основателем этой "свободной от всех статутов и начертанной в сердце каждого человека религии и основателем первой истинной церкви" он называет Христа. Словами Канта, Учитель Евангельский объявил единственно душеспасительной моральную веру, которая одна только освящает человека, "как Отец ваш на небесах свят есть", и в добром жизнеповедении доказывает свою истинность. Источником учения христианской веры может быть Новый Завет. Христианство соответствует великому требованию церкви, а именно — всеобщности, поскольку под этим понимается ее значимость для каждого, т.е. всеобщее единодушие (в случайных мнениях она может и не быть единой, но в отношении существенной цели она воздвигнута на таких принципах, которые должны вести ее ко всеобщему объединению в единую Церковь). Различий и перемен, по мнению философа, нельзя избежать, пока мы ищем религию не в нас, а вне нас. Христианская религия, полагает Кант, как моральная религия теснейшим образом связана с разумом, и поэтому она "с завидным постоянством" может распространиться на все времена и все народы. В этой религии можно убедить каждого и, "по крайней мере, предположить действие ее у каждого как долг".

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Средства формирования культуры личности подростка на уроках литературы
Нет сомнений, что система образования обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на ребенка. Ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из его приорите ...

Методика ознакомления с литературными произведениями детей раннего возраста
С 1,5 лет для развития речи малышей начинает проводиться занятия с использованием художественного слова - знакомством с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениями. На основе ритмико-ме ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru