Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занималась Ольга Ивановна Соловьева. Возглавляя долгие годы Центральный научно-методический кабинет по дошкольному воспитанию Министерства просвещения Ольга Ивановна очень много сделала для совершенствования работы детских садов по развитию речи, а позднее, в 1956 году, подготовила первое учебное пособие по методике для дошкольных педучилищ, в котором освещается развитие всех сторон речи, в том числе и развития связной речи дошкольников.
Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занимались А.П.Усова, Л.А.Пеньевская, А.М.Бородич, Р.И.Жуковская, В.И.Логинова, Ф.А.Сохин – ученик С.Л.Рубинштейна, глубокий знаток детской речи, лингвист и психолог.
Мария Митрофановна Конина (1913-1991) – непосредственная ученица Е.А.Флериной, в течение почти 40 лет преподавала курс методики развития речи в Московском государственном педагогическом институте им. В.И.Ленина. М.М. Конина продолжала развивать идеи своего учителя в области художественного чтения и рассказывания детям. Эта проблема была заглавной в ее исследованиях. Она углубила подходы к использованию художественной литературы как к средству умственного, речевого, нравственного и эстетического воспитания.
Проблема речевого развития детей изучались также в секторе дошкольного воспитания НИИ школ РСФСР под руководством Ляминой Галины Михайловны. Психологические и педагогические исследования стали основой выработки речевых нормативов для детей разных возрастных групп. Психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (по классификации Ф.А.Сохина):
структурном – исследуются вопросы формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического и грамматического;
функциональном – исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции;
когнитивном – исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи.
Второе направление представлено исследованиями педагогических условий формирования связной речи, которая рассматривается как феномен, вбирающий в себя все достижения умственного и речевого развития детей.
Исследования в области связной речи в 60-70-е годы определялись во многом идеями Е.И Тихеевой, Е.А.Флериной. В них уточнялись классификация детских рассказов, методика обучения разным видам рассказывания в возрастных группах (Н.А.Орланова, О.И.Коненко, Э.П.Короткова, Н.Ф.Виноградова).
На подходы к изучению и развитию связной речи оказали влияние исследования в области лингвистики текста. В исследованиях, выполненных под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой (Г.А.Кудрина, Л.В.Ворошнина, А.А.Зрожевская, Н.Г.Смольникова, Е.А.Смирнова, Л.Г.Шадрина), в центре внимания находится поиск более четких критериев оценки связности речи. В качестве основного показателя выступают умения структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями.
Новое о педагогике:
Статистика убийств в РФ
Россия давно уже была страной с относительно высоким уровнем убийств. Их число быстро росло в начале XX века, особенно сильно - в 1902-1906 годах. После событий 1905 -1907 годов число убийств несколько уменьшилось, но так и не возвратилось ...
Этап непосредственной реализации процесса исправления
Реализация процесса исправления и перевоспитания начинается с деятельности по оказанию помощи осужденному в адаптации в новых для него условиях. В работе с рецидивистом учитываются особенности его вхождения в среду и возможности возникнове ...