Школа как образовательный институт

Страница 3

2) инициатором социальной работы с детьми и их семьями, сознавая необходимость защиты и охраны прав детей, своевременной социально-психологической помощи детям дезадаптированным, с ослабленным здоровьем, из малообеспеченных и социально неблагополучных семей;

3) базовым институтом допрофессиональной сельскохозяйственной подготовки, рассматривая эту работу как важное звено подготовки ребенка к самостоятельной жизни на селе;

4) институтом поддержки детских и молодежных объединений села, понимая важную роль детского сообщества в полноценном личностном и социальном становлении ребенка.

В российском обществе образование давно уже стало составной частью образа жизни населения. Для учащихся общеобразовательных сельских школ оно является основным видом их деятельности. Помимо учащихся, непосредственно занятых учебой, система образования косвенно оказывает воздействие на образ жизни их родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. А это, в свою очередь, означает, что условия жизни этих миллионов людей не могут быть улучшены без соответствующих условий получения общего и среднего образования.

Школа и социум на селе неразделимы. Являясь органической частью целого, сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогает в преодолении социальных различий, сохранения принципа социального равенства сельского социума.

Взаимосвязь и взаимозависимость сельской школы и общества проявляется также в том, что школа на селе призвана осуществлять образование, адекватное потребностям сельского социума, а значит потребностям сельскохозяйственного производства, социальной сферы села, потребностям сельской семьи и личности. Поэтому школа является динамичной образовательной структурой сельской социальной среды, вынужденной изменяться в соответствии с изменениями социальных и экономических основ общественной жизни.

Исходя из комплексного анализа состояния массовой сельской школы России, можно выделить социально-педагогические противоречия, характерные для современной ситуации в системе общего образования на селе.

1.Углубляется социально-педагогическое противоречие между возрастающими требованиями современной жизни к уровню и качеству общеобразовательной, общекультурной, трудовой, сельскохозяйственной и нравственной подготовки выпускника сельской школы и ограниченностью образовательных возможностей сельской школы, не способной вооружить ученика конкурентоспособным образованием.

2. В последние годы складывается устойчивая тенденция: состояние работы сельской школы и качество образования стали более зависимыми от региональных факторов, в частности от экономического положения региона, в котором школа функционирует; от политической воли и профессиональной компетентности руководителя субъекта Федерации, глав муниципальных образований, сельских поселений в сфере образовательной политики; от экономического положения сельхозпредприятия, расположенного на территории сельского округа, и состояния там социальной сферы, от уровня научно-методической помощи сельской школе со стороны региональных и федеральных органов управления образованием.

3. Наблюдается острый конфликт между новыми образовательными потребностями личности, семьи, общества и реальными условиями работы большинства сельских школ, не соответствующими современным требованиям и не отвечающими интересам учащихся, которые живут в XXI в.

На сегодняшний день, система образования России находится в состоянии модернизации. Особое внимание уделено сельской школе и реформированию аграрного сектора страны. Для обеспечения доступности и достижения высокого качества общего образования для граждан, проживающих в сельской местности разработан комплексный подход (реструктуризация сети сельских школ), в котором учитывается особый социально-культурный статус сельской школы, национальные и демографические особенности российских регионов, накопленный позитивный опыт и традиции сельского образования.

Так в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», утвержденной распоряжением Правительства России, говорится о необходимости перехода старшей школы на профильное обучение. В Концепции определена задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». Ученики и родители (особенно малообеспеченные и с низким уровнем образования) надеются на то, что введение профильного обучения будет являться положительным моментом в модернизации образования, а для них - облегчит поступление в вузы, позволит изменить само отношение к сельскому учащемуся [24].

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Психолого-лингвистические особенности аудирования
Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. С точки зрения психофизиологии аудирование трактуется как перцептивная умственная мнемическая деятельность. Перцептивная потому, что осуществляется восприятие (рецепция). Умственная ...

Становление проблемы формирования представлений о человеке детей 5-6 лет
Формирование представлений о человеке в настоящее время требует обращения к вопросу о том, что же понимается под представлением. Представление - 1 - воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий. 2 - знание, понимание чего-нибудь. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru