Школа как образовательный институт

Страница 2

Важным фактором формирования образовательного пространства является взаимодействие всех его компонентов. Только в условиях согласованного многофакторного взаимодействия можно успешно решать задачи социального становления личности. Проектирование такого многофакторного взаимодействия и представляет собой конструирование педагогически целесообразного образовательного пространства.

Школа как организатор образования и социум взаимно детерминированы. Единое, целостное образовательное пространство предполагает межинституциональные связи, взаимодействие всех образовательных сфер, взаимоотношения образования и социально-культурной среды, социума, проявляющиеся как в развитии личности на всех ее возрастных этапах (в онтогенезе), так и в каждый конкретный момент ее состояния во всех сферах жизнедеятельности .

В настоящее время существуют различные модели образования, но во всех них наблюдаются некоторые общие тенденции: захват школьным обучением детей младшего возраста - начальная ступень от 3-4 до 11-12 лет, более длительная продолжительность общего образования и усиление дифференциации обучения в различных формах.

Особое положение школа занимает в структуре российского села (исходя из специфики жизнедеятельности сельской жизни, сельского быта и пр.), являясь не только единственным (в большинстве случаев) образовательным учреждением, но и социальным, культуросберегающим центром этого села.

Сельскую школу можно определить как совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, работающих на удовлетворение образовательных потребностей сельских детей и решающих задачу базового общего среднего образования, сельскохозяйственной подготовки школьников, а также выполняющих социально-культурную и социально-педагогические функции.

В современном сельском социуме выделяют общеобразовательные учреждения различных типов: начальные, основные, средние (полные) школы, общеобразовательные учреждения «Школа – детский сад», гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, центры образовн6ия. Преобладающий тип общеобразовательных учреждений на селе – средняя (полная) школа.

Каждая одиннадцатая школа на селе работает как школа полного дня, каждая десятая – социально-культурный центр. Есть на селе и социально-педагогические комплексы, сетевое взаимодействие школ, агрошколы, агролицеи, «школа – филиал ПУ», образовательно-досуговые комплексы, «школа – сельский клуб», «школа – вуз». В селе на базе школы происходит функционирование различные образовательных структур: кружков, клубов, секций от учреждений дополнительного образования детей, культуры, групп или классов вечернего или заочного обучения, филиалов сельского профессионального училища, учебно-консультативных пунктов по сельскохозяйственным профессиям .

Сельская школа (основная и полная) имеет более обширный, чем городская, микрорайон педагогической деятельности. Как правило, микрорайон деятельности сельской школы включает от двух до десяти и выше населенных пунктов, где проживают учащиеся школы. Особенностью микрорайона сельской школы является совпадение его с административной территорией сельского муниципального образования, производственной территорией сельхозпредприятия, территориальная разобщенность населенных пунктов, их удаленность от школы. Организация подвоза учащихся к школе – серьезная проблема, от решения которой во многом зависит четкая организация образовательного процесса. Данная ситуация, с одной стороны, ставит педагогические коллективы сельских школ перед необходимостью внедрения действенных механизмов педагогического влияния на большое социальное пространство жизнедеятельности учащихся, с другой, заставляет учитывать эту ситуацию в организации дополнительного образования, трудовой и досуговой занятости учащихся во второй половине дня.

Школа на селе становится:

1) Организатором социально-педагогической и социально-культурной работы в открытой среде, имея целью оздоровление среды обитания ребенка, преодоление отчужденности детей и родителей (старшего и младшего поколений), восстановление вековой крестьянской традиции воспитывать «всем миром»;

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Семинарские занятия
Важной частью учебного процесса в вузе являются семинарские занятия. Семинар представляет собой особую форму организации учебного процесса, которая служит для дальнейшего уяснения и углубления сведений, полученных на лекциях. В данном виде ...

Методика констатирующего эксперимента по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции
Констатирующий эксперимент проводился на базе образовательного дошкольного учреждения – "Центр развития ребенка – Детский сад №60", города Раменское, Московской области, в период 2009 – 2010 учебного года. Целью констатирующего э ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru