Таблица 2
Снижение интереса школьников к обучению как процессу
(по результатам опроса директоров сельских школ):
Факторы, влияющие на снижение интереса к обучению у школьников |
Младшие школ-ки, % |
Подрос тки, % |
Старшие школ-ки, % |
Перегруженность учебных программ |
20 |
40 |
50 |
Отсутствие связи учебных предметов с жизнью |
20 |
20 |
40 |
Межпредметная разобщенность |
20 | ||
Низкий престиж образованности у детей |
40 |
40 | |
Низкий престиж образованности у родителей |
50 |
40 |
40 |
Уровень квалификации учителя |
10 | ||
Низкий уровень материального положения в семьях детей |
10 |
50 |
40 |
Педагогическая запущенность учащихся |
10 |
10 | |
Низкий уровень нравственности в семье |
20 |
20 |
Значительным для образования является вопрос о самом уровне преподавания отдельных дисциплин сельскими учителями сегодня (табл. 3).
Из показателей ответов директоров, школьников и родителей следует, что качество преподаваемых дисциплин, в основном, оценивается как среднее. Самым высоким показателем для некоторых школ (60%) является физкультурно-оздоровительный цикл, а самым низким в районе является область преподавания технологических дисциплин, ориентированных на участие детей в сельскохозяйственном труде, а также показатель нравственного и эстетического воспитания ребенка.
Таблица 3
Уровень преподавания в сельских школах различных дисциплин
Перечень дисциплин |
Высокий, % |
Средний, % |
Низкий, % |
Гуманитарных |
10 |
80 |
10 |
Общественно-научных (история, граждановедение) |
10 |
70 |
20 |
Естественно-научных |
100 | ||
Эстетического цикла (музыка, МХК, пение…) |
50 |
50 | |
Технологических, ориентированных на участие детей в сельскохозяйственном труде |
40 |
60 | |
Физкультурно-оздоровительного цикла |
30 |
70 |
Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод, что неполная самоотдача учителей своей работе оказывает хоть и не явное, но сильное влияние на вес процесс обучения, соответственно и на уровень образованности учеников. Возможно, данные показатели являются отголосками (следствием) ситуации, происходящей в 90-х годах в нашей стране. Нестабильность экономики, безденежья и т.д. не могли не отразиться впоследствии как на престиже учительской профессии (как у детей, так и у взрослого населения), так и на самом отношении учителя к своей работе. Фразу, что «школа занимается передачей знаний, умений, навыков, а воспитанием должны заниматься родители», к сожалению, можно услышать от многих учителей разных школ (и не только сельских, но и городских школ).
Новое о педагогике:
Описание сущности педагогического опыта
Задача современного учителя – не только вооружить учащихся набором знаний, умений и навыков, но научить учиться, помочь каждому ребёнку в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческие способности. ...
Профессиональный статус социального педагога в
школе
В реальной практике современных школ многочисленные социально-педагогические задачи, которые должна решать социальная служба, объединяющая профессиональных специалистов разного профиля, как правило, возложены на одного работника — социальн ...