В конце опытной работы снова была проведена контрольная работа, состоящая из двух частей: обязательная часть и дополнительные задания (эти задания снабжены буквой Д). Успешное выполнение первой обязательной части обеспечивало получение учеником удовлетворительной отметки. Решение дополнительных заданий (при наличии правильно выполненной первой части) позволяло дифференцированно выставить оценки «4» и «5». Приведем пример одного из вариантов.
Вариант 1
Найдите производную функции:
а) y=x6-13x4+11; б) y=x3+sin x.
2. Найдите значение производной функции
f(x)=12cos x
в точке х0.
3. Найдите скорость изменения функции y=13tg x в точке х0
Д4. Найдите точки, в которых значение производной функции f(x)= равно нулю.
Д5. Найдите точки, в которых скорость изменения функции
y=24cos x+37, больше скорости изменения функции y=12x-150.
Анализ результатов контрольной работы показывает, что уровень обученности стал выше.
оценки |
В начале опытной работы |
После опытной работы |
5 |
4 ученика |
5 учеников |
4 |
10 учеников |
12 учеников |
3 |
11 учеников |
10 учеников |
2 |
3 ученика |
1 ученик |
Мы считаем, что этому повышению способствовало использование различных приемов индивидуализации.
Из индивидуальных бесед с учениками можно сделать вывод, что увеличилось число ребят, у которых появился интерес к математике (в начале было 5 учеников, стало – 7 учеников).
Также в конце опытной работы большее число ребят стали решать на уроке математики дополнительные задания. То есть стремились к более глубокому овладению математикой. По нашим наблюдениям это связано с изменением мотивации.
Проблема индивидуализации всегда интересовала и интересует педагогов. Последние годы в связи с трудностями образования, его реформой, индивидуализация приобретает еще большее значение.
Под индивидуализацией мы пронимаем обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей; учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
К особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы, относятся:
уровень умственного развития школьника, его обученность и обучаемость;
индивидуально-типологические особенности;
познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации);
скорость прохождения и понимания учебных предметов: быстро, медленно.
Выделяются следующие основные виды индивидуализации:
дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планам и (или) программам;
Новое о педагогике:
Организация работы школьного лагеря "Ветерок"
Цели и задачи организации работы лагеря Цель: оздоровление детей и сплочение в единый дружный коллектив. Создание в лагере атмосферы раскрепощенности, веселья и доброжелательности, способствующих раскрытию и развитию интеллектуального, физ ...
Проблема творческого
развития человека
Немало впечатлений может дать и дает деятельность учителя. В физике, например, нередко говорят: “Красивое, изящное решение или доказательство”, понимая под этим его простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония. Оно пр ...