По - мнению Козловой С.А., Куликовой Т.А. формирование представлений о человеке в настоящее время можно рассматривать в нескольких приоритетных направлениях:
1. Познание себя как социальной личности.
2. Развитие дружелюбного отношения к жителям Земли (представления о людях других стран).
3. Познание человека в рамках патриотического воспитания (представления о людях родной страны).
Каждое из направлений, в свою очередь, имеет подразделы.
По - мнению Козловой формирование представлений о человеке начинается у детей в первую очередь с осознания самого себя как социальной личности.
Процесс самопознания, утверждает Козлова, происходит интенсивно и в определенной последовательности: от изучения себя, как существа физического к изучению себя, как существа социального.
И для того чтобы процесс ознакомления с человеком, как существом физическим и социальным необходимо чтобы ребенок осознавал свою принадлежность к человеческому роду, чтобы знал свои человеческие возможности и умел управлять свои телом, чувствами и поступками, а так же месте среди других людей.
Все это поможет ребенку составить представление о себе как человеке. Целью работы по утверждению Козловой С.А. является формирование элементарных знаний о своем организме, закладываются основы гуманного отношения к людям. Внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей, способствует тому, что через осознание себя научиться видеть других людей, понимать их. По её мнению взрослый в жизни ребенка играет 2 роли: как организатор воспитания и как образец подражания.
С.А. Козлова ставит воспитание у детей отношения к взрослому как одну из задач нравственного воспитания. Она выявляет возможность формирования представлений об обобщённом образе взрослого человека.
По её мнению это позволит сформировать обобщенное представление о человеке.
Формируя представления о человеке, считают Куликова Т.А., и Козлова С.А. одновременно формируются нравственные представления.
То есть, формирование представлений о человеке рассматривает в рамках нравственного воспитания, как формирование отношений к людям.
Так же, по мнению Виноградовой, формирование представлений о человеке является задачей патриотического воспитания, которое осуществляется через воспитание любви к родным.
В рамках патриотического, интернационального воспитания в связи с социально - политическими изменениями, считает Куликова, существует необходимость закрепления у детей представлений о народах живущих на Земле, о равенстве их, так же формирование представлений о своем родном народе.
Целью формирования планетарного сознания по утверждению Степановой является воспитание ненасильственного отношения к людям, формирование чувства свободы, независимости, толерантности, умения жить и работать в сотрудничестве и согласии с другими людьми.
представление человек педагог ребенок
Формирование представлений на общечеловеческих ценностях, на понимании различий между людьми.
Козлова считает, если взрослый не фиксирует внимание детей на национальных различиях между людьми, то ребенок и не воспринимает их как значимую характеристику другого человека. Для ребенка мир делится на хороших и плохих людей, а не на людей разных национальностей.
При этом ярко выраженные расовые различия ребенок отмечает с самых ранних лет как черты непохожести на него самого.
Исследованием Д. Азиновой установлено, что конфликты между детьми разных национальностей возникают не чаще, чем между детьми одной и той же национальности. Подобные факты говорят о том, что дети "существа планетарные".
Таким образом, можно сделать вывод, что патриотическое и планетарное воспитание должно идти гармонично друг с другом, так как и то и другое в совместном рассмотрении раскрывают детям с разных сторон представления о человеке.
По-мнению Павловой, в первую очередь необходимо формировать знания о тех людях, которые прославили нашу Родину: художников, композиторов, писателей, изобретателей и других. Так же знакомить детей с "характером" российского народа (творческие способности, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою родину и т.д.) на конкретных примерах, через конкретных людей. Знакомить детей с понятием "защитник отечества" и конкретизировать их с помощью русских былин о богатырях, рассказах о героях разных воин, полководцах .
Таким образом, можно сказать, что формирование представлений о человеке предполагается в нескольких направлениях, которые знакомят детей с различными аспектами представлений о человеке.
Новое о педагогике:
Содержание экспериментальной программы по физической культуре
для студентов-двигателистов
Показателем обучения является привитие мотивации и потребности к здоровому и активному образу жизни, приобретению самостоятельного опыта использования средств и методов физической культуры, физическому самосовершенствованию, повышению уров ...
Стили семейного воспитания
Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, но демокра ...