Рекомендации по разработке и проведению урока математики в рамках проблемного обучения

Новое в образовании » Проблемное обучение » Рекомендации по разработке и проведению урока математики в рамках проблемного обучения

Страница 2

Какой-либо из учащихся назначается руководителем группы. При этом на разных уроках работой группы руководят разные учащиеся.

Учебные группы ориентируются на работу примерно в одинаковом темпе, что дает возможность вести деловое обсуждение изучаемого материала.

Коллективная работа учащихся над решением какой-либо учебной проблемы никаким образом не исключает индивидуальной работы каждого из них, так как групповая работа по существу объединяет индивидуальную работу каждого из членов группы.

Умелое сочетание групповой и индивидуальной формы занятий обеспечивает всестороннее развитие активности и самостоятельности в обучении всех учащихся, дает возможность обсуждать изучаемую тему, оценивать результаты своих наблюдений, высказывать гипотезы.

Итак, проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.

Все ли обучение должно быть проблемным? Нет не все, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Ученик не может и не должен повторять весь исторический путь развития человеческого знания. Но принципы этого развития и обобщенные способы действия он должен повторить для того, чтобы усвоить их выработать у себя способы творческой деятельности.

Проблемное обучение означает понимать как тип обучения, обеспечивающей, в сочетании с традиционным, и тем новым, что было внесено в педагогику многими исследователями и практиками развитие всей совокупности чувств и разума, мышления школьника и его памяти, развитие целостной, интеллектуально активной личности.

Обучение не может считаться развивающим, если не используются закономерности проблемного обучения (принцип проблемности, проблемная ситуация).

Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы, организации учебно-воспитательного процесса. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.

Всем ли учащимся доступно проблемное обучение? Практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения и так далее.

Рассмотрев в работе основные аспекты реализации проблемного обучения в качестве педагогической технологии на уроках математики, можно сделать следующие выводы:

Проблемное обучение – это обучение, при котором педагог ставит перед учениками проблему и организует процесс её решения.

Разработкой вопрос о сущности проблемного обучения занимались Ю.К. Бабанский, П.Л. Гальперин, Н.А. Менчинский, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова и другие авторы.

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся.

Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения.

Существуют принципы основных способов создания проблемных ситуаций, а также правила создания проблемных ситуаций.

Учебная проблема – это форма реализации принципа проблемности в обучении.

В выдвигаемой проблеме предъявляются требования, которые необходимо учитывать учителю при организации обучения в рамках рассматриваемой педагогической технологии.

Учебная проблема не является проблемой для учителя.

Существует три вида решения проблемы в зависимости от наличия у решающего определённого опыта в отношении класса проблемных задач.

Решение учебной проблемы есть результат активного мыслительного процесса.

Проблемными являются первые уроки любой темы.

Существует структура организации проблемного обучения в средней школе.

Проблемное обучение сочетает в себе индивидуальную и коллективную формы работы учащихся.

Существуют следующие методы проблемного обучения: метод монологического изложения, рассуждающий, диалогический, эвристический, исследовательский, метод программных заданий.

Существуют следующие виды проблемного обучения: теоретическое исследование, поиск практического решения, художественное отображение действительности и другие.

Проблемное обучение доступно практически всем учащимся.

Содержание данной курсовой работы может быть использовано учителями математики при организации реального учебного процесса, а также в рамках подготовки студентов по специальности «Математика».

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Педагогическая характеристика ученика с задержкой психического развития
Они не всегда узнают и зачастую смешивают сходные по начертанию буквы, цифры, слова, а похожие предметы воспринимаются ими как одинаковые. Это затрудняет освоение геометрического материала, работу на уроках изобразительного искусства, ручн ...

Диагностика читательских интересов школьников 6 и 9 классов
Прежде чем приступить к формированию читательской компетенции, необходимо: продиагностировать круг читательских интересов учащихся 6 и 9 классов, тем самым определив круг интересов, эстетических предпочтений современного школьника; проанал ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru