Понятие педагогической технологии

Страница 1

В последнее время образовательное пространство России бурно заполняется не только различными новыми и новейшими технологиями, но и псевдотехнологиями, для которых характерно прежде всего безответственное отношение их авторов к самому термину "технология".

Как правило, ими игнорируются два принципиальных признака технологии: гарантированность конечного результата обучения (точнее, степень гарантии) и определенная процедурность проектирования той или иной формы учебного процесса, к этому можно еще добавить отсутствие в школьной практике диагностируемых целей обучения, существующие традиции бессмысленных домашних заданий.

Обращает на себя внимание та легкость, с которой любые рекомендации стали называться технологиями.

Термин "технология" в педагогической литературе используется в различных словосочетаниях: педагогическая технология, технология личностно ориентированного образования, технология учебного процесса, технология обучения, технология развивающего обучения и т.д. В научно-педагогической литературе представлен широкий спектр трактовок этих понятий. Так, понятие педагогической технологии предлагают вводить как посредством расплывчатых, вычурных определений, так и с помощью аксиоматического метода. Приведем ряд трактовок:

• Педагогическая технология – целенаправленное использование объектов, приемов, технических средств, обучения, событий и отношений в учебном процессе.

• Педагогическая технология – концептуальная мозаика педагогических понятий; педагогическая технология – педагогическая профессия.

• Педагогическая технология – комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средство, способы организации деятельности.

• Педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциальных воспроизводимых результатов.

Как положительное явление отметим попытки авторов выделить признаки педагогической технологии. Среди них есть такие, которые совершенно не имеют отношения к технологии, однако диагностическое целеполагание, результативность, целостность, управляемость, корректируемость, алгоритмируемость относятся, несомненно, к признака технологии.

Термин "технология", вообще говоря, не является для нас новым, правда. ранее он связывался главным образом с производственной сферой, например, технология металлов, технология изготовления бетона и т.д. Поскольку понятие технологии в педагогику пришло из производственной сферы, то рассмотрим основные признаки технологии производственного процесса. Энциклопедия разъясняет технологию как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Технологическая карта, важнейший элемент технологии, рассматривается как форма технологической организации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимые для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. Укажем еще одно понятие – технологические теории, для которых характерно признание определяющей роли производства, техники в развитии общества и отрицание значения производственных отношений. Эти теории получили распространение в 40-х гг. ХХ в. под воздействием работ П. Друкера (США). Итак, технологизация процесса изначально предполагает достаточно глубокое знание закономерностей его функционирования и отрицание роли личностного фактора в его осуществлении. Главное в управлении технологизируемым процессом заключается в знании всех его этапов, последовательности их реализации, закономерностей протекания процесса. Очевидно, что, чем больше известно о каком-либо процессе, тем выше возможность его технологизации.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Содержание обучения чтению
При постановке коммуникативной задачи нужно конкретизировать, уточнить и сформулировать ее с уче­том функции чтения, которая реализуется в данном случае, и поэтому учитель должен осознавать, где и когда может быть использована извлеченная ...

Задачи работы по развитию речи в 1-ой группе раннего возраста
Одним из существенных разделов педагогики раннего детства является методика развития речи детей первых лет жизни, разработкой которой занимались такие педагоги и методисты, как Е.И. Тихеева, Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ф. Ладыгина, Е. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru