Место и статус философии в системе образования университета

Новое в образовании » Место философии в пакетике преподавания социальных и гуманитарных дисциплин » Место и статус философии в системе образования университета

Страница 1

Современное положение философии в системе высшего образования может быть охарактеризовано как глубоко-кризисное, причем данная ситуация является характерной и для всей группы фундаментальных гуманитарных дисциплин в целом. Чтобы ответить на вопрос о причинах кризиса, необходимо, по нашему мнению, обратиться к историческому рассмотрению вопроса - а именно, понять, каким образом и благодаря чему философия в прошлом получила свой университетский статус и какие перемены в современном образовании действуют в направлении его снижения.

Традиционная университетская структура, сформировавшаяся в эпоху высокого средневековья, отводила философии сравнительно скромное место - философский факультет, именовавшийся также факультетом свободных искусств (artes liberales) был подготовительной ступенью перед обучением на одном из трех старших факультетов (права, медицины, теологи). Согласно П. Адо, на данный период приходится трансформация философии, ее превращение в знакомую нам дисциплину. Если античное понимание философии неотъемлемым компонентом предполагает некие «практики себя», выражается в конкретных «способах проживания жизни», то в средние века «практики жизни» связываются с христианским учением и, следовательно, на долю философии в отличие от богословия остается разработка понятийного аппарата, исключительно теоретическая деятельность (т.е. разработка инструментария, который в дальнейшем используется в высших, богословских исследованиях). Напротив, в классическом университете философский факультет занимает центральное положение - именно вокруг него должно формироваться университетское пространство знания, он должен задавать цели и смысл любой другой дисциплины и именно философия легитимирует возможность и место любого другого знания. Если модерный доклассический университет (Галле, Геттинген) освобождает философский факультет от положения подготовительного, ставя его вровень с тремя другими, то классический университет придает философии значение смыслового центра (сохраняя достигнутое ранее административную самостоятельность прочих факультетов).

Собственно, новый статус философии и позволяет университетам пережить кризис рубежа XVIII-XIX вв. и вновь завоевать статус парадигмального института высшего образования. Однако значение философии возрастает не только в рамках университетов - и замыкаться в пределы университетской истории было бы неверно: одновременно расширяется и специализируется преподавание философии в специальных учебных заведения (в частности, философия становится основополагающей дисциплиной в Ecole normale superieure). Объяснение этому, на наш взгляд, кроется в функциях, присущих философии в XIX веке. Если для предшествующей эпохи фундаментальным интегративным знанием выступала теология, то с XVII века эту роль все в большей мере начинает выполнять философия. В конце XVIII - начале XIX века именно философия становится знанием, способным предложить некий целостный способ восприятия мира и, одновременно, обосновать конкретные жизненные и социальные практики. Фактически подобная перемена статуса приходится на эпоху Просвещения - однако закрепление в дисциплинарном пространстве, по логике последнего, происходит с существенным запозданием и одновременно с первыми сомнениями в обоснованности приобретенного статуса, звучащими, напр., если обращаться к именам-символам, со стороны Конта, Кьеркегора и Маркса. В своем новом статусе философия оборачивается светским аналогом теологии - на смену сакральному знанию приходит система научного знания и философия осмысляется как «наука наук». Если научное знание понимается как синоним всякого достоверного знания, то философия одновременно мыслится и как итог и как основание данного знания. Ее функция в рамках университетского образования: сформировать целостное мировоззрение элит, дать однозначные мировоззренческие установки, в ситуации распада традиционных моральных ценностей и средств их легитимации предложить рациональную мораль. В функциональном плане философия одновременно расценивается и как угроза религиозному знанию, противопоставляемая ему, и как попытка фундировать его (в условиях утраты собственных оснований). Апеллирующая к авторитету научного знания, философия представляется как возможность либо вывести религиозные догматы из разума, либо на основании научного разума доказать возможность, непротиворазумность религии. Диапазон концепций такого рода весьма широк: от минималистской философии религии Канта до «философии откровения» Шеллинга. По существу, всякий трансценденталистский вариант философствования может быть проинтерпретирован подобным образом - для нас же в данном контексте важно, что потребность в данного рода интерпретациях актуализируется для университетской философии в XIX веке. Если ранее речь идет о том, чтобы продемонстрировать непротиворечие конечных выводов философии религии, то теперь уже философия обосновывает возможность, разумность (или во всяком случае - непротиворазумность) религии: статус сторон переменился и, в соответствии с этим, изменились и направления интерпретации.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Фазы жизненного пути человека
Развитие личности является составной частью развития человека в целом или его «интегральной индивидуальности». Особое значение в контексте анализа развития личности приобретает понятие жизненного пути человека. По Б.Г. Ананьеву, «Жизненный ...

Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо". Конспект урока по литературе в 7 классе
Тип урока - урок развития речи. Цели урока обучить написанию рецензии на рассказ; развить умение оперировать необходимыми литературоведческими понятиями; развить умение анализировать художественный текст; развит интерес к литературе через ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru