По мере секуляризации европейской культуры, философия все в большей степени принимает на себя функции, ранее свойственные теологии. Следует отметить, что как теология, так и философия ориентирована на элиты - она должна формировать идеологию и фундировать ее основные положения, она одновременно и порождает идеологические модели, и самая выступает их проводником. Однако уже на рубеже XIX и XX веков положение университета начинает довольно быстро изменяться - на смену прежней, элитарной модели приходит модель широкого образования. В XX веке высшее образование постепенно охватывает все более широкий круг лиц - и, одновременно, устойчиво растет число дисциплин и специальностей, требующих подготовки в рамках высшей школы. Тем самым разрушается структура классического университета - все большее число учебных заведений, даже сохраняющих формально наименование «университетов», оказываются построены по предметному принципу, ориентированы в подготовке студентов не на научную деятельность, но на обучение неким отдельным видам практики и по успешности во внеуниверситетской деятельности измеряющим качество университетского образования. Все в меньшей степени дисциплинарное пространство университетов предполагает сущностное единство дисциплин и их актуальное взаимодействие со смысловым стержнем, олицетворяемым философией. Выиграв в противостоянии со специальными высшими учебными заведениями в начале XIX века, университет к середине XX века в большинстве случаев сам становится конгломератом подобных заведений, административно подчиненных единому управлению.
Классический университет, структурируемый посредством философии, призванной формировать этос правящей элиты (в виде национального или имперского сознания, объединяющих этических и социальных стандартов и т.п.), исчезает - и на смену ему приходит аморфное пространство специализации. Инерция интегрирующего знания, практики управления через идеологию и формирования элит и субэлит, идеологически индоктринированных, обладают достаточной жизненностью, чтобы философия сохраняла свой привилегированный статус вплоть до последних десятилетий XX века. Однако постепенно, по мере трансформации практик власти, философия и весь цикл гуманитарного знания, лишается прежних притязаний на власть: традиционные риторики «незаинтересованного исследования», «непрактичности» и т.п. утрачивают свою легитимирующую силу, поскольку теперь риторика власти есть риторика эффективности, демонстрации практического результата. Идеологическая функция философии также ставится под сомнение, поскольку в ситуации позднего модерна идеология возможна в отсутствие некоего «метатекста» (на написание которого претендует философия). Тем самым оказывается, что философии больше нечем подтвердить свое особенное положение - система университетского знания более не нуждается в ней, или, точнее, нуждается не более чем в любой другой конкретной дисциплине. Разумеется, кризис университетского статуса философии переживается представителями данной дисциплины весьма болезненно. Учитывая вышеизложенное, нам представляется, что первенствующий статус философского знания - весьма недолгий по историческим меркам эпизод и его утрата есть закономерное следствие изменения функций как университетского образования, так и общих структур властвования.
Новое о педагогике:
Антрополого-педагогическая основа педагогики м. Монтессори
Сущность идеи свободного воспитания в педагогике (понятие, принципы). Свободное воспитание - направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освое ...
Участие сельского социума в развитии образования на
селе
Школа является важной составляющей любого региона страны, требующей особой поддержки и внимания со стороны не только нашего государства, но и местных властей, а главное – местного социума. Активное взаимодействие школы с социально-культурн ...