Общий и спортивный анамнез

Для выявления утомления и устранения причин его развития необходимо проводить общий и спортивный анамнез спортсмена. При состояниях чрезмерного утомления, прежде всего, обращают внимание на наличие и ха­рактер болевых ощущений в области сердца, печени, мышц. Особенно важно установить локализацию бо­лей, их иррадиацию, время появления, длительность и характер, а также наличие диспептических явлений (тошнота, рвота).

При расспросе спортсмена нужно уточнить, наблю­дались ли прежде боли, диспепсия, отсутствие чувства бодрости, снижения работоспособности, на­рушения сна, аппетита, неустойчивое настроение, когда эти признаки появлялись, сколько времени держались.

Из анамнеза следует выяснить: 1) начало утомления (когда, где и как оно началось, внезапно или постепен­но, каковы были его первые проявления; 2) его даль­нейшее течение (острое утомление, перенапряжение, прогрессирующее или с перерывами, перетренирован­ность, переутомление); 3) применявшееся лечение (ка­кие средства и как применялись), 4) причина утомления, по мнению спортсмена. Этот последний вопрос важен, так как дает возможность узнать действительную причину утомления, потому что спортсмен при этом сообщает нередко очень существенные сведения, облегчающие понимание развития этого состояния.

При анамнезе необходимо установить характер спортивной тренировки в последнее время: в каком на­правлении она проводилась (скоростная, силовая, на выносливость или комбинированная), какие применялись средства подготовки и как долго они использова­лись. Немаловажное значение имеют сведения о коли­честве тренировочных занятий в недельном цикле, их объеме, интенсивности, частоте выступления в соревно­ваниях, показанных спортивных результатах. Важно составить представление и о тренировке в прошлом (круглогодичная, сезонная, разносторонняя, узкоспе­циальная) и выступлениях в болезненном состоянии. Кроме этого необходимо об­ратить внимание на:

1) перенесенные заболевания; 2) условия труда и быта; 3) вредные привычки. Необхо­димо выяснить, какова реакция спортсмена на опреде­ленную инфекцию или вредность и общая его реактив­ность. Здесь же должны быть отмечены операции и разного рода соматические и нервно-психические трав­мы, если спортсмен им подвергался, так как они могут иметь близкое отношение к возникновению данного состояния утомления.

Из профессионально-производственных сведений нужно уделить внимание условиям труда (наличие или отсутствие профессиональных вредностей): 1) вреднос­ти, связанные с самим трудовым процессом (чрезмер­ное физическое или умственное напряжение, напряже­ние зрения и т. п.);

2) вредности, связанные с окружа­ющей обстановкой (низкая или высокая температура, шум, пыль и пр.) и 3) вредности, связанные с матери­алами, применяемыми в данном производстве (свиней, мышьяк, фосфор и другие химические вещества).

Из бытовых условий надо учитывать жилищные ус­ловия (площадь помещения, отопление), питание (ха­рактер пищи — мясная, растительная, молочная и пр.), порядок приема пищи (регулярно, сколько раз в день, в определенные часы или беспорядочно и т. д.), отдых (в течение суток — сон, в течение недели — выходной день, в течение года — отпуск).

Установив жалобы и собрав анамнез, следует произве­сти еще раз систематический опрос спорт­смена относительно важнейших общих явлений глав­нейших функций организма в его состоянии здоровья и в периоде нарастания утомления.

Дополнительный опрос на выявление признаков и причин утомления рекомендуется проводить по следующей примерной схеме:

Общее состояние спортсмена: слабость, недомога­ние, отсутствие чувства бодрости, вялость, исхудание, отеки.

Состояние сердечно-сосудистой системы: сердцеби­ение, боли и неприятные ощущения в области сердца, одышка.

Состояние дыхательной системы: дыхание носом, кашель, одышка.

Состояние пищеварительной системы: аппетит, отрыжка, изжога, тошнота и рвота, вздутие живота (метеоризм), характер стула.

Состояние выделительной системы: потоотделение, мочеотделение и характер мочи.

Состояние нервной системы: головная боль, головокружение, бессонница, зрение, слух, обоняние, вкус, общая нервозность, устойчивость настроения. Необходимо выявить основные нервные процессы, характеризующие функциональное состояние нервной системы, а косвенно — общее состояние организма, т.е. силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов.

Новое о педагогике:

Педагогический аспект концепции полового дипсихизма
История вопроса научной разработки проблем половых различий в психике человека и его социальная значимость. Исследования ДЖ.Гаррея и А.Шенфильд, А.Фулье, Д.Броверман, Вьюентан, К.Хорни. Эволюционная концепция дифференциации полов В.А. Геод ...

Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы мероприятий
Проведя констатирующий этап эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо с детьми, находящимися на среднем и низком уровне развития связной речи проводить более глубокую, целенаправленную и систематическую работу по развитию связных вы ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru