Понятие и проблема детского воровства как делинквентного поведения

Страница 1

Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью .подразделять поведение на нормальное и отклоняющееся.

Нормальное (адекватное, адаптивное) поведение человека предполагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Отсюда отклоняющееся поведение (девиантное, делинквентное) может быть охарактеризовано как взаимодействие личности с микросоциумом, нарушающее ее развитие и социализацию.

Крайней формой отклоняющегося поведения несовершеннолетних, по мнению И. Дементьевой, являются правонарушения преступного характера или делинквентные проявления. Статистика регистрируемых преступлений несовершеннолетних, предлагаемая правоохранительными органами, позволяет определить характер совершаемых подростками делинквентных действий и степень распространённости каждого из них.

Самыми распространёнными видами делинквентного поведения подростков, по данным правоохранительных органов РФ, являются преступления против собственности: кражи, грабежи, разбои и вымогательства составляют более 76% всех преступлений. Вместе с тем следует иметь в виду, что указанная статистика рассматривает преступные действия подростков, уже достигших возраста уголовной ответственности (14 лет), и не учитывает 100 тысяч детей, не достигших указанного возраста, но совершающих ежегодно уголовные преступления. Общее число несовершеннолетних нарушителей, признаваемых виновными в уголовных преступлениях, составляет более 300 тысяч в год.

О нарастающей динамике детской и подростковой преступности в стране свидетельствуют следующие показатели: за один только 2008 год число убийств, совершённых несовершеннолетними, увеличилось на 20,3%, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью — на 27,3%, изнасилований — на 6,3%, разбоев — на 6,4%.

Уровень рецидивной преступности в подростковой среде составляет 76,8%, что свидетельствует о сохраняющемся высоком семейном неблагополучии.

На учёте в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в 2011 году, дифференцирование по возрасту, состояло:

до 13 лет - 21,9%;

14-15 лет - 34,2%;

16-17 лет - 43,9%.

При этом растет удельный вес помещенных в центры временной изоляции несовершеннолетних, имеющих только одного родителя: от 36,7% в 2008 году до 42,1% в 2011 году, что свидетельствует о низкой дееспособности неполной семьи в выполнении социализирующей функции. В ряде независимых исследований выявлена также прямая связь между правонарушениями детей и криминализацией в семье: кто-то из родственников был судим или находится в тюрьме. По данным МВД России, 37% детей с отклоняющимся поведением живут сегодня в семьях, где есть ранее судимые .

Делинквентное поведение характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

И.А. Рудаковой, О.С. Ситниковой, Н.Ю. Фальчевской выделяются следующие типы делинквентного поведения:

- агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбление, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

- корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство. Угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;

- распространение и продажа наркотиков.

Делинквентное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у ребенка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению системы регуляции.

Ученые по-разному объясняют истоки и причины отклоняющегося поведения. Одни считают, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу и что "криминальный тип", в частности, есть результат деградации на более ранних стадиях эволюции (Ч. Ломброзо). Другие связывают девиантное поведение с особенностью строения тела (Э. Кречмер, X. Шелдон). Третьи находят психологическое объяснение девиации, обосновывая ее "умственными дефектами", "дегенеративностью", "слабоумием" и "психопатией", как бы запрограммированностью отклонений (З. Фрейд). Есть еще и культурологические объяснения девиаций, это геническое, при котором поведение человека рассматривается как детерминированное системой функционирующих в данной культуре и отдельных субкультур правил, аналогичных грамматическим правилам, как "социальная грамматика поведения" (Р. Харре); теория "фокального" ("фокусного") взросления Дж. Коулмена, согласно которой взросление имеет квантовую природу — трудности возникают в определенных точках развития ребенка. Свои "пики" (или "фокусы") имеют взаимоотношения ребенка с родителями, сверстниками, отношение к самому себе, процесс полового созревания, приводящие к девиациям в поведении и сознании.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Негативное влияние автотранспорта на окружающую среду и на здоровье человека
Автомобиль – один из главных источников загрязнения природной среды. При этом особую актуальность приобретает тот факт, что автомобиль находится в непосредственной близости к людям, а это усиливает его отрицательное воздействие на человека ...

Признаки проблемного обучения
Развитию творческой познавательной деятельности учащихся во многом способствует проблемное обучение. Иногда проблемное обучение противопоставляют сложившимся в теории и практике формам методам обучения, что является глубоко ошибочным. Проб ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru