Детское воровство – одна из самых серьёзных проблем. Она волнует и пугает родителей и педагогов. И это неудивительно, ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут такое. Беспокойство родителей понятно: одни начинают думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным. Другие, столкнувшись с таким поведением, начинают паниковать, подозревая у своего ребёнка наличие "воровских генов" и, как следствие, развитие клептомании.
Сразу оговоримся, что детское воровство, даже если оно частый спутник ребёнка, и клептомания имеют мало общего. Клептомания (от греч. "klepto" – похищаю,"mania" – безумие) – это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом, внезапно возникающем влечении к хищению вещей. Она является достаточно редким явлением. Этим заболеванием страдают около 0,05 % людей на всём земном шаре, при этом в детском возрасте она практически не встречается.
В случае же детского воровства эту крайне неприятную проблему решить можно, и первое, что для этого родителям и педагогам необходимо сделать – это попробовать найти причины воровства ребёнка, а второе – постараться наладить искренние и доверительные отношения с ребенком, способствующие разрешению возникшей ситуации.
В связи с этим необходимо решать вопросы профилактики воровства в детском возрасте.
В младшем школьном возрасте ребенок попадает в ситуацию постоянного оценивания и не только со стороны взрослых (в первую очередь, учителей), но и со стороны одноклассников. Их оценки постепенно становятся более значимыми, нежели обыкновенные школьные, а иногда важнее, чем мнение родителей, учителей и других окружающих. Именно в этом возрасте наиболее активно происходит нравственное развитие маленького человека, освоение социальных норм, закладывается моральная основа личности. Теперь все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, ребенок готов на многое.
К типу воровства младшего школьника можно отнести ситуации домашнего воровства, когда ребенок может взять деньги или некую вещь, принадлежащую его родным или близким друзьям семьи. Чаще всего кражи такого рода совершают подростки и младшие школьники ,хотя истоки подобного поведения могут находиться в раннем детстве. Такое воровство — своего рода сигнал об эмоциональном неблагополучии семьи, неудовлетворенности каких-то жизненно важных потребностей ребенка.
К сожалению, особенную тревогу у родителей, воспитателей вызывают только те случаи, когда воровство начинает выходить за пределы семьи. А ведь даже самый первый подобный проступок — повод задуматься: все ли в порядке, не испытывает ли маленький член семьи дискомфорт в родственном кругу?
Проблема делинквентного поведения – это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства. Проблеме делинквентности уделяется внимание в трудах отечественных (Буянова М.И., Галагузовой М.А., Дементьевой И., Ковалева В.В., Овчаровой Р.В., Рудаковой И.А., Ситниковой О.С., Фальчевской Н.Ю.) и зарубежных ученых (Ломброзо Ч., Кречмера Э., Фрейда З., Харре Р., Шелдона X.).
Признание влияния социальных условий, противоречий в развитии общества на характер нравственного формирования личности является решающим в объяснении причин противоправного поведения несовершеннолетних. Именно в рамках широкой социальной среды устанавливаются материальные, государственно-политические, правовые, нравственные и иные социальные отношения, которые формируют личность ребенка как непосредственно (например, через средства массовой информации), так и опосредованно, преломляясь через ближайшее окружение. При помощи этих отношений государство осуществляет управление микросредой, используя специальные институты социализации личности (учебно-воспитательные, культурно-просветительные и другие учреждения).
Применительно к несовершеннолетним процессы и явления современной действительности, создающие на макроуровне негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым способствующие совершению ими краж, недостаточно полно исследованы. Принимая во внимание, что возраст до четырнадцати лет освобождает от уголовной ответственности, число детей, совершающих кражи, быстро растет.
Таким образом, данная проблема была положена в основу выбора темы исследования – Социально-педагогическая деятельность по профилактике склонности воровства у детей младшем школьном возрасте.
Для решения данной проблемы была разработана программа по профилактике склонности воровства в младшем школьном возрасте.
Проблема исследования: детское воровство и направления его решения, и преодоления.
Объектом нашего исследования является профилактика склонности воровства в младшем школьном возрасте.
Предметом исследования – социально-педагогическая деятельность по профилактике склонности воровства в младшем школьном возрасте.
Цель нашего исследования - теоретически обосновать и разработать программу социально-педагогической деятельности по профилактике склонности воровства у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме социально-педагогической профилактике детского воровства.
Рассмотреть понятие и проблему детского воровства как делинквентного поведения.
Рассмотреть причины возникновения детского воровства.
Изучить направления социально-педагогической профилактики склонности детского воровства.
Разработать и апробировать программу социально-педагогической деятельности по профилактике склонности детского воровства в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: мы предположили, что если в процессе социально-педагогической деятельности по профилактике склонности детского воровства будут реализованы такие направления как: диагностическое, просветительское, то это будет содействовать снижению склонности воровства у младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме, наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос.
Базой исследования являлось МОУ «Средняя общеобразовательная школа» № 56 Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила Свердловской области. В исследовании приняли участие 40 учащихся 4-х классов (2 класса), 4 педагога (социальный педагог, педагог-психолог, 2 педагога-предметника), 30 родителей.
Новое о педагогике:
Профессиональный статус социального педагога в
школе
В реальной практике современных школ многочисленные социально-педагогические задачи, которые должна решать социальная служба, объединяющая профессиональных специалистов разного профиля, как правило, возложены на одного работника — социальн ...
Работа с учебником
В течение многих лет изучались разные аспекты самостоятельной работы учеников с учебником с использованием технических средств учебы, химического эксперимента, упражнений и т.д. Необходимость использования в учебном процессе самостоятельно ...