Исследовательская работа, целью которой было выявление взаимоотношений в семьях учащихся 4-х классов, а также склонность этих учащихся к делинквентному поведению, проводилась на базе Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 56 Тагилстроевского района, г. Нижнего Тагила. В исследовании приняли участие 4 педагога (2 педагога начальных классов, социальный педагог и педагог-психолог), 40 учеников 4-х классов (2 класса-комплекта), 30 родителей.
Для проверки эффективности реализуемой программы социально-педагогической деятельности по профилактике делинквентного поведения у учащихся младшего школьного возраста была проведена диагностика в контрольной (4"А" класс) и экспериментальной (4 "Б" класс) группах исследования.
Для выявления преобладающего типа взаимоотношений в семье мы использовали методику «Кинетический рисунок семьи» (КРС), которая позволила выявить, насколько изменились взаимоотношения в семьях детей.
На этапе диагностики, для определения социального статуса учащихся была использована методика «Социальный паспорт класса», целью которой является сбор и анализ сведений о социальном составе учащихся класса и школы. Классным руководителем каждого класса заполнялся регистрационный бланк, который содержит в себе: Ф.И.О. учащегося; число, месяц, год рождения; домашний адрес, сведения о каждом из родителей: Ф.И.О., место работы, должность, образование; категория семьи. Для определения склонности учащихся к преодолению социальных норм и правил был использован адаптированный вариант методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орла, целью которой является выявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении детей.
Программа велась в рамках трех блоков: диагностического, организационно-деятельностного, итоговой диагностики.
Протокол исследования учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов по результатам диагностического блока.
1. Цель диагностики: сбор и анализ сведений о социальном составе учащихся класса и школы.
Используемая методика: Социальный паспорт класса.
2. Цель диагностики: выявления преобладающего типа взаимоотношений в семье.
Используемая методика: Кинетический рисунок семьи Р.Бернса и С.Кауфмана.
3. Цель диагностики: выявление предрасположенности к девиациям в поведении детей.
Используемая методика: Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению А.Н.Орла.
Респонденты: 2 класса-комплекта, учащиеся 4 «А» и 4 «Б» классов, 40 человек.
По итогам данной методики были установлены параметры, определяющие социальный статус учащихся. Нами были изучены категории семей, в которых воспитываются учащиеся, занятость учащихся в свободное от учебы время; выявлены преобладающие типы взаимоотношения в семье, а также выявлена предрасположенность учащихся к девиациям в поведении.
Эти параметры дают представления об уровне семейного воспитания данных школьников. Результаты исследования представлены в таблице 1 и 2, а также графически на рис. 1 и 2.
Таблица № 1 - результаты входной диагностики 4 «А» класса.
Ф.И.О. |
Категория семьи |
Занятость учащихся в свободное время |
Внутрисемейные отношения |
Уровень склонности к преодолению социальных норм и правил у учащихся |
Анатолий А. |
полная |
занятость в школе |
благоприятная семейная ситуация |
низкий |
Андрей А. |
полная |
занятость в школе |
чувство неполноценности |
низкий |
Арсений Б. |
полная |
занятость вне школы |
конфликтность |
низкий |
Георгий В. |
многодетная |
незанятость |
тревожность |
средний |
Дмитрий Г. |
Малообеспеч. |
занятость в школе |
чувство неполноценности |
низкий |
Егор Д. |
полная |
центр развития |
благоприятная семейная ситуация |
низкий |
Григорий Е. |
многодетная |
незанятость |
враждебная семейная ситуация |
средний |
Евгений Ж. |
Малообеспеч. |
занятость в школе |
чувство неполноценности |
средний |
Ольга З. |
полная |
центр развития |
благоприятная семейная ситуация |
низкий |
Семен И. |
полная |
центр развития |
благоприятная семейная ситуация |
низкий |
Кирилл К. |
полная |
занятость вне школы |
благоприятная семейная ситуация |
низкий |
Екатерина Л. |
многодетная |
занятость вне школы |
враждебная семейная ситуация |
средний |
Варвара Л. |
Малообеспеч. |
занятость в школе |
конфликтность |
низкий |
Карина М. |
неполная |
незанятость |
тревожность |
средний |
Ирина Н. |
Малообеспеч. |
незанятость |
чувство неполноценности |
средний |
Николай Н. |
неполная |
занятость вне школы |
тревожность |
низкий |
Светлана Т |
неполная |
занятость в школе |
чувство неполноценности |
низкий |
Владислав П. |
полная |
занятость в школе |
тревожность |
низкий |
Константин Р. |
полная |
занятость в школе |
благоприятная семейная ситуация |
низкий |
Дарья Ш. |
полная |
занятость в школе |
благоприятная семейная ситуация |
низкий |
Новое о педагогике:
Возможности
изучения философской науки в условиях университета
В последнее время в белорусском интеллектуальном пространстве идет обсуждение возможных стратегий и методологий изучения философской традиции, предполагающее как использование традиционного историко-философского инструментария, так и поиск ...
Тестовый контроль и его проблемы в процессе обучения иностранному языку
Начиная с 70-х годов, в отечественной практике преподавания иностранных языков роль тестирования постоянно растет. Свидетельство этому — рост количества публикаций, защит диссертаций, проводимых семинаров по тестированию и т.п., а также бо ...