На основании данных проведенной диагностики «Социальный паспорт класса» выявилось, что у Максима, Егора, Светланы, Дениса, Киры, Алексея. У Владимира, Юлии и Олега – семья неполная. У Марии, Артема и Радика – многодетная семья. У Олеси, Ксении, Степана, Людмилы и Антона – семья малообеспеченная. У Филиппа – опекаемая семья. У Натальи и Михаила – неблагополучная семья. Выявили занятость учащихся в свободное от учебы время. Максим, Егор, Олеся, Ксения, Олег, Антон и Наталья – заняты в школе. Светлана, Денис, Филипп, Радик И Юлия – заняты вне школы. Кира и Алексей – занимаются в центрах развития. Мария, Артем, Степан, Владимир и Людмила – незаняты в свободное от учебы время.
С помощью методики «Кинетический рисунок семьи» мы получили следующие данные. В семье Егора, Максима, Дениса, Киры, Алексея и Олега – благоприятная семейная обстановка. В семье Олеси, Ксении, Людмилы, Антона – дети испытывают чувство неполноценности. В семье Степаны, Филиппа и Светланы – конфликтная ситуация. В семье Марии, Владимира, Натальи и Михаила – наблюдается тревожная семейная ситуация. В семье Артема и Радика – выявлена враждебная семейная ситуация.
С помощью методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орла, был выявлен уровень предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении детей. Таким образом, у Натальи, Михаила и Степана – высокий уровень склонности к девиациям в поведении. У Марии, Артема, Ксении, Олеси и Антона – средний уровень склонности к девиации, а у остальных низкий уровень.
Рис. 1. Категория семей исследуемых учащихся 4-х классов
Из рис. 1 мы видим, что уровень благополучия в 4 "Б" ниже, так как в этом классе обучаются дети из малообеспеченных, опекаемых и неблагополучных семей. Эти дети более подвержены склонности к делинквентному поведению и тем самым риск появления воровства среди этих детей выше. Кроме того, дети из этих семей способны оказать негативное влияние на остальных учащихся 4 "Б" класса.
Рис. 2. Занятость в свободное время исследуемых учащихся 4-х классов.
Рис. 2 дает характеристику занятости учащихся 4-х классов. Здесь занятость учащихся в обоих классах практически одинаковая. Разница лишь в том, что часть учащихся из 4 «А» посещают более престижные учреждения дополнительного образования, чем учащиеся 4 «Б» класса. Такая разница может быть обусловлена низким материальным уровнем семей учащихся 4 «Б» класса.
Для выявления преобладающего типа взаимоотношений в семье мы использовали методику «Кинетический рисунок семьи» (КРС) [45, с. 470], по результатам анализа которой можно утверждать, что преобладающими для внутрисемейных взаимоотношений являются следующие типичные ситуации. Полученные результаты представлены в таблице 3 на рис. 3.
Таблица № 3. Результаты исследования внутрисемейных взаимоотношений в 4-х классах.
Ситуации |
4 «А» класс |
4 «Б» класс |
Благоприятная семейная ситуация |
76% |
168 % |
Тревожность |
20 % |
32 % |
Конфликтность в семье |
16 % |
24 % |
Чувство неполноценности |
28 % |
32 % |
Враждебность в семейной ситуации |
4 % |
20 % |
Новое о педагогике:
Методологическая организация и проведение
исследования
Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема изучения влияниия семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения в настоящее время является крайне актуальной. Наш экспери ...
Школа как образовательный институт
Образовательное пространство является одной из основных составляющих социальной среды человека, оказывая значимое влияние на его становление как личности. Важным является организация образовательного процесса, содержание деятельности образ ...