Восприятие действительности как научная проблема имеет особое значение в педагогике и психологии как базовый процесс для всех других видов деятельности развития личности в целом. Притягательность проблемы подтверждают многочисленные исследования.
Со второй половины ХIХ века проблема восприятия была предметом специальных психофизиологических исследований, оформившихся в ассоциативную теорию восприятия (И. Мюллер, Э. Мах, В. Вундт) и гештальтпсихологию (В. Веркхаймер, В. Келлер, К. Кофки). Приверженцы ассоциативной теории восприятия наделяли каждый орган чувств специфической энергией, которая создавала эффект ощущений, совокупность которых (или ассоциация) составляет восприятие. «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки» Г. Гельмгольца во многом определили направления фундаментальных исследований в XX веке. Гештальтпсихологи, резко критикуя ассоциативную теорию, поставили ряд важных вопросов психологии восприятия: значения целостности «гештальтов», их осмысленности и константности; влияние контекстов на отдельные стороны восприятия. С конца XIX века перемещаются акценты с проблемы восприятия на изучение способностей (К. Штумтф, К. Сишор. Г. Ревеш, Б. Теплов), что связано с развитием психологии как науки.
Интерес, проявляемый отечественными учеными к проблеме восприятия, нашел отражение в большом количестве серьезных исследований и публикаций. В исследованиях проблем восприятия сложилось несколько подходов:
¨ психологический: гносеологический и онтологический по рассмотрению процессуальной или результативной стороны восприятия (Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщиков, В.К. Белобородова, Л.С. Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Г. Ражников и другие);
¨ музыковедческий - по рассмотрению восприятия с точки зрения отдельных элементов аналитической стороны музыкальной формы и развития специальных музыкальных способностей (Л.А. Мазель, Е.В. Назайкинский, И.В. Нестьев, С.С. Скребков, Ю.Н. Тюлин и другие);
¨ социологический - по рассмотрению восприятия в связи с различными видами и типами деятельности (композитор, исполнитель, слушатель); (Е.С. Раппопорт, А.Н. Сохор и другие);
¨ теоретико-информационный - по использованию количественных категорий теории информации в исследовании каналов восприятия (И.Д. Рудь, И.И. Цукерман и другие);
¨ семантический - исходящий из функций искусства создавать и передавать информацию через знаковость музыкальных и художественных структур (М.Г. Арановский и другие);
¨ семиотический - по рассмотрению искусства как знаковой системы внесловесного сообщения (А.Моль, А.А. Фарбштейн и другие);
¨ культурологический - по рассмотрению восприятия как художественного феномена, «искусства для себя» (Ю.Б. Борев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Б.П. Юсов и другие);
¨ интонационный - по рассмотрению универсального значения явления интонации как носителя смысла в процессах музыкального творчества, восприятия, исполнительства (Б.А. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, Т.Е. Вендрова, Л.В. Горюнова, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, Л.В. Школяр и другие).
В каждом из этих подходов дается свое толкование сущности и специфики процесса восприятия.
Анализ психологической литературы позволил выделить общие закономерности восприятия, свойства, связь с логическим, действенно-практическим, наглядно-образным мышлением, речью, памятью, воображением, специальными и общетворческими способностями.
В рамках нашего исследования наиболее значимы следующие показатели восприятия мальчиков и девочек:
эмоциональная отзывчивость девочек и мальчиков;
осмысленность восприятия мальчиков и девочек с параметрами:
полнота «шлейфа восприятия»;
адекватность интонационно - образной сути явления;
быстрота узнавания (образного архетипа действительности);
полнота избирательность восприятия девочек - мальчиков.
В 80-е годы появились исследования психофизиологов о темпах созревания различных образований головного мозга у мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Психофизиологи выявили различную скорость созревания образований головного мозга у мальчиков и девочек, необходимость учитывать темпы развития левого и правого полушария, которые у мальчиков и девочек различны.
У девочек значительно быстрее развиваются функции левого полушария, ответственного за осознаваемые произвольные акты, словесно - логическую форму памяти, рациональное мышление, положительные эмоции. А у мальчиков быстрее созревает правое полушарие, «лидирующее в реализации непроизвольных интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций». Девочки лучше осознают свое поведение и умеют им управлять, осмысливать поступки в разных направлениях, чаще открыто радуются. В проявлениях мальчиков более медленное развитие левого полушария ведет к неразвитости сферы положительных эмоций, что сказывается в поведении, где легче и ярче проявляются отрицательные эмоции, некоторая агрессивность. Т.П. Хризман подчеркивает, что для мальчиков более значима эмоционально положительная оценка его деятельности, для девочек - отрицательная; для мальчиков - «что» оценивается в его деятельности, для девочек - «кем» производится оценка . А.А. Плоткин в исследовании индивидуальных особенностей эмоциональности доказывает, что «мальчики проявляют более низкие показатели понимания другого человека». У мальчиков «понимание» другого происходит через интеллектуальное сходство, у девочек - через эмоциональное сочувствие, сопереживание. Девочки редко переоценивают качества своей личности и дают адекватную или заниженную из-за большой критичности самооценку. Завышенная либо заниженная самооценка мальчиков связана с низким уровнем оценки другого.
Новое о педагогике:
Значение региональных органов власти в модернизации образования
Регионы играют значительную роль в инновационном развитии образования, поскольку: · реальная реформа не может ограничиваться единой программой действий по всей России в целом. Она не может всюду проводиться по одной и той же схеме, исходит ...
Концепции работы социального педагога с неблагополучной семьей
Согласно А.В.Мудрик, социальный педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей. Цель его работы - создание благоприятных условий для лич ...