Методика диагностики детей с дизартрией

Страница 2

Принцип системного подхода получил достаточно глубокое развитие в исследованиях Л.С. Выготского, его учеников и последователей. Он является одним из основных в методологии. Однако, его полная реализация представляется весьма не простым делом и осуществляется системный подход далеко не всегда.

Принципы условно можно разделить на психофизиологические, психологические и педагогические.

К психофизиологическим принципам относят:

принцип квалификации дефекта;

принцип опоры при обучении на сохранные анализаторы, который опирается на учение о функциональных системах, их пластичность;

принцип опоры на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшей;

принцип опоры на разные уровни организации психических функций;

принцип контроля, так как только поток обратной сигнализации обеспечивает своевременную коррекцию допускаемых в речи ошибок.

Психологические принципы включают:

принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности человека;

принцип опоры на предметную деятельность;

принцип организации деятельности с опорой на программное обучение;

принцип учета личности ребенка, его индивидуальности, что должно лежать в основе всего коррекционно-образовательного процесса.

К педагогическим принципам относят:

принцип от простого к сложному;

принцип учета объема и степени разнообразия материала – вербального и наглядно-иллюстративного (объем должен быть "комфортным", не загружать внимания, лучше работать на малом объеме и при малом разнообразии материала);

принцип учета сложности вербального материала (фонетический, лексический, доступности, частности);

принцип учета эмоциональной стороны материала (вербальный и невербальный материал должен создавать благоприятный фон, стимулировать положительные эмоции).

Таким образом, основные принципы системы коррекционно-педагогической работы включают целый комплекс методик и предполагают раннее начало работы, поэтапное развитие нарушенных речевых функций, а также творчество, систематичность, последовательность, активность и наглядность. Все принципы между собой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они широко используются в коррекционной работе, но обязательно с учетом компенсаторных возможностей и личностных особенностей детей, имеющих дизартрию; с учетом структуры дефекта, его этиологии, патогенеза.

В последние годы, с учетом новейших достижений науки и практики, делаются попытки построения комплексов диагностических методик с определенными теоретическими обоснованиями, рекомендациями к обработке и количественными показателями, значительно облегчающими оценку получаемых результатов. Значительный интерес представляет применение комплекса нейропсихологических методик предложенных А.Р. Лурия., которые выявляют неврологическую симптоматику у ребенка, что уточняет диагноз и коррекционную методику (1973). Для исследования детей, имеющих речевые нарушения, И.Ф. Марковская использует количественные показатели выполнения отдельных заданий, что, естественно, также уточняет диагноз (1977). Интересные данные представлены в исследованиях Л.В. Лопатиной, посвященном изучению психомоторики детей с МДР (минимальные дизартрические расстройства). При исследовании психомоторики детей используют тесты, предложенные Н.И. Озерецким, Е.Я. Бондаревским, М.В. Серебровской. Исследование неврологического статуса детей со стертой дизартрией выявляет определенные отклонения в нервной системе (Г.В. Гуровец , С.И. Маевская).

Анализ научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме показал, что в ходе педагогической диагностики не только устанавливаются предпосылки к обучению, но и определяются условия для организации планомерного коррекционно-образовательного процесса и его анализа.

Под диагностической деятельностью понимается процесс в ходе, которого с использованием диагностического инструментария или без него, соблюдая необходимые критерии качества, мы наблюдаем за детьми, обрабатываем полученные результаты, что помогает не только установить полученные причины речевого дефекта, но и дать вероятностный прогноз. Характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

В ходе логопедического обследования детей используют следующие методы:

изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ анамнестических данных);

наблюдение за ребенком (в обычной и специально организованной ситуации);

беседа с родителями и ребенком;

выявление речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических) и неврологической симптоматики;

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru