Методика диагностики детей с дизартрией

Страница 2

Принцип системного подхода получил достаточно глубокое развитие в исследованиях Л.С. Выготского, его учеников и последователей. Он является одним из основных в методологии. Однако, его полная реализация представляется весьма не простым делом и осуществляется системный подход далеко не всегда.

Принципы условно можно разделить на психофизиологические, психологические и педагогические.

К психофизиологическим принципам относят:

принцип квалификации дефекта;

принцип опоры при обучении на сохранные анализаторы, который опирается на учение о функциональных системах, их пластичность;

принцип опоры на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшей;

принцип опоры на разные уровни организации психических функций;

принцип контроля, так как только поток обратной сигнализации обеспечивает своевременную коррекцию допускаемых в речи ошибок.

Психологические принципы включают:

принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности человека;

принцип опоры на предметную деятельность;

принцип организации деятельности с опорой на программное обучение;

принцип учета личности ребенка, его индивидуальности, что должно лежать в основе всего коррекционно-образовательного процесса.

К педагогическим принципам относят:

принцип от простого к сложному;

принцип учета объема и степени разнообразия материала – вербального и наглядно-иллюстративного (объем должен быть "комфортным", не загружать внимания, лучше работать на малом объеме и при малом разнообразии материала);

принцип учета сложности вербального материала (фонетический, лексический, доступности, частности);

принцип учета эмоциональной стороны материала (вербальный и невербальный материал должен создавать благоприятный фон, стимулировать положительные эмоции).

Таким образом, основные принципы системы коррекционно-педагогической работы включают целый комплекс методик и предполагают раннее начало работы, поэтапное развитие нарушенных речевых функций, а также творчество, систематичность, последовательность, активность и наглядность. Все принципы между собой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они широко используются в коррекционной работе, но обязательно с учетом компенсаторных возможностей и личностных особенностей детей, имеющих дизартрию; с учетом структуры дефекта, его этиологии, патогенеза.

В последние годы, с учетом новейших достижений науки и практики, делаются попытки построения комплексов диагностических методик с определенными теоретическими обоснованиями, рекомендациями к обработке и количественными показателями, значительно облегчающими оценку получаемых результатов. Значительный интерес представляет применение комплекса нейропсихологических методик предложенных А.Р. Лурия., которые выявляют неврологическую симптоматику у ребенка, что уточняет диагноз и коррекционную методику (1973). Для исследования детей, имеющих речевые нарушения, И.Ф. Марковская использует количественные показатели выполнения отдельных заданий, что, естественно, также уточняет диагноз (1977). Интересные данные представлены в исследованиях Л.В. Лопатиной, посвященном изучению психомоторики детей с МДР (минимальные дизартрические расстройства). При исследовании психомоторики детей используют тесты, предложенные Н.И. Озерецким, Е.Я. Бондаревским, М.В. Серебровской. Исследование неврологического статуса детей со стертой дизартрией выявляет определенные отклонения в нервной системе (Г.В. Гуровец , С.И. Маевская).

Анализ научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме показал, что в ходе педагогической диагностики не только устанавливаются предпосылки к обучению, но и определяются условия для организации планомерного коррекционно-образовательного процесса и его анализа.

Под диагностической деятельностью понимается процесс в ходе, которого с использованием диагностического инструментария или без него, соблюдая необходимые критерии качества, мы наблюдаем за детьми, обрабатываем полученные результаты, что помогает не только установить полученные причины речевого дефекта, но и дать вероятностный прогноз. Характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

В ходе логопедического обследования детей используют следующие методы:

изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ анамнестических данных);

наблюдение за ребенком (в обычной и специально организованной ситуации);

беседа с родителями и ребенком;

выявление речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических) и неврологической симптоматики;

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Направления, формы и методы социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением
Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Система профилактики девиантного поведения ...

Психологическая деформация семьи как главный фактор девиантного поведения подростков
Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутс ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru