Использование проектной деятельности в ДОУ

Страница 4

Таким образом, можно сделать вывод, что для детей старшей группы в дошкольном учреждении созданы все условия для формирования культуры общения. Остаётся только найти эффективный метод, при котором реализация данной проблемы будет проходить наиболее успешно. Метод группового ролево-игрового проектирования по всем параметрам подходит для этого, так как дети в игровой форме обыгрывают реальные ситуации, используя те же нормы и правила общения и поведения, что и в окружающей социальной обстановке.

Так как на данный момент разработанной методики диагностирования уровня сформированности навыков культурного общения не существует, поэтому автором совершенно обоснованно выбраны игровые задания в следующей последовательности:

- обследование умений ребёнка понимать значение эмоций, поз, мимики, жестов персонажей сюжетных картинок, умение имитировать действия с любимыми игрушками;

- обследование умений ребёнка применять вербальные и невербальные средства общения в игровых ситуациях;

- обследование словарного запаса вежливых слов, умения пользоваться правилами речевого этикета;

- обследование культурных навыков общения в реальной обстановке.

Алгоритм проведения диагностики

1. Подобрать иллюстрированную книгу В. Осеевой «Волшебное слово», семейные фотографии, карточки с изображением различных эмоций, сюжетные картинки «Мальчик ударил девочку», «Тётя злая и добрая», «Девочка уступила место старушке».

2. Индивидуально побеседовать по картинкам .

3. Провести этюд.

4. Понаблюдать за общением детей в сюжетно-ролевой игре «Путешествие».

5. Провести занятие «Культурный человек».

6. Провести экскурсию в музей с поездкой в транспорте.

7. Оценить ответы, высказывания и поведение детей в соответствии с критериями .

8. Составить диагностические итоговые таблицы.

Перечень диагностических заданий

I. Обследование умений ребёнка понимать значение эмоций, поз, мимики, жестов персонажей сюжетных картинок, умение имитировать действия с любимыми игрушками

1. Д/и «Угадай эмоцию, выраженную мимикой»

Цель: выяснить знания детей о мимике, эмоциях.

Материал: карточки с изображением различных эмоций (грусти, отвращения, заинтересованности, злости, удивления, удовольствия, гордости и др.).

2. Д/и «Оживи картинку»

Цель: выявить умения детей воспринимать и использовать жестовую речь.

Задание: детям предлагалось показать с помощью жестов такие движения как, «отдай», «не покажу», «прислушиваться», «тонкий», «толстый».

3. Этюды: «Примерка новой шапки», «Использование пылесоса», «Меня хвалят».

Цель: выявит умение правильно вести себя, используя неречевые средства общения.

4. Д/и «Расскажи и покажи, какими жестами люди используют на картинках»

Цель: выявить умение определять значение жестов на картинках

II. Обследование умения ребёнка применять вербальные и невербальные средства общения в игровых ситуациях

1. С/р игра «Путешествие»

Цель: провести наблюдение за навыками культурного общения в игровой ситуации, установить, как часто дети используют при общении различные жесты, вежливые слова; исследовать словарный запас вежливых слов.

Материал: постройка автобуса из детских стульчиков, «билеты», фуражка для водителя, шапочка для кондуктора.

2. Рассматривание иллюстраций к книге В. Осеевой «Волшебное слово», с последующей беседой

Цель: выявить знания детей о значении вежливых слов для культурного общения.

Материал: иллюстрированная книга В. Осеевой «Волшебное слово».

Вопросы: Почему мальчик оказался в такой ситуации, что ему все отказывали в просьбе?, Что неправильно сделал мальчик?, Что заставило брата, сестру и бабушку всё – таки выполнить просьбу мальчика?, Какие это слова? Перечислите их.

3. Занятие – тест «Культурный человек»

Цель: выявить знания детей о том, что входит в понятие культурный человек, умеют ли дети применять правила речевого этикета, характеризовать культурного человека; узнавать культурного человека по его поступкам и манере общения.

Материал: аудиозапись песни «Если добрый ты» (муз Пляцковского, сл. Савельева;), видеозапись мультфильма «Кот Леопольд»; загадки.

III. Обследование культурных навыков общения в реальной окружающей обстановке

1. Экскурсия в музей с поездкой детей в трамвае

Цель: понаблюдать за умением детей вести себя в окружающей обстановке, определить уровень культурного поведения, знание правил речевого этикета, умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми.

Умение пользоваться правилами речевого этикета диагностировалось в процессе наблюдения и проведения II и III разделов диагностики.

Для определения уровней сформированности навыков общения детей старшего дошкольного возраста частично использовались критерии оценки, рекомендованные Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (раздел «Ребёнок входит в мир социальных отношений», пункт «Ребёнок и взрослые», «Ребёнок и сверстники», «Отношение ребёнка к самому себе»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое о педагогике:

Модернизация современного школьного российского образования: перспективы и возможности
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системам ...

Историко-эволюционная концепция развития человека
Сторонники историко-эволюционной концепции развития человека рассматривают онто­генез как процесс преобразования и воспроизводства человеком общественно-исторического опыта, культуры человечества и сво­их собственных свойств (физических да ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru