На основе подобных фактов было высказано предположение, что человек запоминает практически все, что видит, но не все может вспомнить, воспроизвести.
Полезно также вспомнить широко известный факт: человек, прежде всего, забывает то, что он запомнил в последнюю очередь; старики дольше всего помнит то, что относится к детству.
Сопоставляя эти факты, можно предположить, что наиболее полно и прочно запоминаются впечатления детства.
В памяти ребенка запечатлевается все. И воспоминания детства остаются с ним на всю жизнь. Об этом следует помнить взрослому.
С определенной долей условности можно сказать, что личность ребенка «формируется» взрослыми, их поведением.
Ребенок видит, что и как делает взрослый, и, повинуясь могучему закону природы - закону подражания, стремится повторить то, что он видит.
Но возможности ребенка ограничены, и он не в силах воспроизвести все, что видит. Однако он стремится это сделать. Именно здесь скрыта главная тайна развития ребенка. Подражание - тот механизм, который делает человека человеком, если он развивается в обществе людей. И очень важен объект подражания.
В случае, когда взрослые испытывают трудности с воспитанием, следует, прежде всего, определить, кому подражает ребенок.
При этом необходимо помнить, что ребенок запечатлевает поведение взрослых, когда он еще не может ни говорить, ни повторить увиденного в действии. Но то, что он уже увидел, он стремится воспроизвести. Запечатление и воспроизведение в слове, действии, поступке может разделять большой промежуток времени. Именно поэтому многие действия ребенка часто кажутся спонтанными, они удивляют, а часто и возмущают взрослых. Но помня, что это подражание, взрослый должен найти причину тех или иных поступков ребенка: она - в окружении ребенка. Взрослый «бог» и творит ребенка по своему образу и подобию, причем, часто не подозревая об этом. Необходимо помнить, что в детстве закладываются самые прочные основы, которые бессознательно действуют в течение всей жизни человека. Их можно заглушить, замаскировать последующим воспитанием, но никогда нельзя стереть из памяти.
Искусство воспитания ребенка – искусство создания образцов для подражания.
Ребенок раскрывает для себя мир через свою деятельность, а в деятельности он копирует взрослых, в первую очередь родителей. В этой деятельности и развиваются его способности.
Для того чтобы обеспечить развитие ребенка, взрослые (родители и педагоги) должны соблюдать два условия:
- не ограничивать стремления ребенка к подражанию, к копированию бытового поведения окружающих его близких, хотя часто это может и доставлять неудовольствия, требует затрат времени. Например, если ребенок решит постирать, как мама или бабушка, он наверняка прольет воду, будет стирать то, что вовсе не нуждается в стирке. Но следует поощрять эти действия, нельзя гасить естественного стремления ребенка, разрушать природный механизм развития;
- стремиться создать условия для подражания, соответствующие возможностям ребенка. Например, чем меньше возраст ребенка, тем более крупные (но легкие) предметы следует ему предлагать для манипулирования. Работа с мелкими предметами, требующими тонкой координации, для маленького ребенка еще невозможна, поскольку у него не развиты соответствующие группы мышц. Высказанное положение противоречит бытующему мнению о том, что чем младше ребенок, тем меньше по размерам должны быть игрушки. Размеры игрушек надо уменьшать постепенно, по мере формирования тонкой моторики, создавая условия для ее формирования. В частности, наборы для игры типа «Кухня», «Доктор», «Парикмахер» и т.п. предназначены для детей старшего дошкольного возраста.
Новое о педагогике:
Профилактика социальной запущенности учащихся
Успешность обучения детей в школе зависит от многих факторов. Важнейшими среди них являются компоненты психологической готовности: — уровень развития познавательных процессов (мышление, внимание, память); — уровень развития волевой сферы ( ...
Понятие и сущность индивидуализации
Для понятий педагогической науки, которые отражают особенно сложные явления, зачастую характерно то, что они используются в различных, порою в весьма-таки неопределенных значениях. К таким понятиям относится и «индивидуализация обучения». ...