Подражание взрослым, копирование их деятельности является основным фактором умственного развития ребенка. Здесь следует обратить внимание на еще одно распространенное заблуждение. Многие считают, что умственное развитие связано с обучением чтению, счету и т.д. Но необходимо помнить, что вначале мышление ребенка связано с овладением своим телом, с манипуляциями с предметами окружающего мира. Мышление развивается, прежде всего, как предметное. Поэтому именно физическая культура, предметные действия служат в первую очередь источником развития мышления ребенка. А подражание, являясь фундаментальным законом природы, обеспечивает это развитие. Так же как способности развиваются в подражании взрослым в их деятельности, так же усваиваются и нравственные нормы поведения.
В раннем возрасте подражание как бы естественно продолжает фиксировать формы поведения, развивает их. Оно включает в себя и стремление делать (мотив), и образ цели деятельности, и реальный опыт делания. Оно фактически воплощает в себе добродетель, связанную с созданием нового человека.
С возрастом это подражание-добродетель ослабевает. Другие мотивы начинают определять поведение человека. Но подражание не исчезает совсем, оно приобретает качественно новые формы. Подражание пронизывает всю жизнь человека: ученик подражает учителю; молодежь подражает кумиру; начинающий художник копирует творение великих, подражая им в поисках самого себя (то же можно сказать и о писателе, композиторе, скульпторе); конструктор копирует творения природы, изучая ее.
Подражание – это закон природы, и, как любой закон, его невозможно отменить, его можно только познать и использовать во благо растущему ребенку.
Но следует помнить и о границах могущества подражания. Оно способно сотворить новую личность по образу копируемой, но создает не творца, а «ремесленника». Ремесленник в хорошем значении этого слова - мастер высокого искусства исполнения. Но, как говорил еще Аристотель, разница между ремесленником и учеником состоит в том, что первый знает, как надо делать, второй, почему надо делать именно так. Подражание позволяет копировать поведение и образцы деятельности, но не раскрывает законов деятельности. И этим обозначены его границы.
На основе подражания строятся все наглядные методы обучения. Но ученик стремится подражать и личностным особенностям поведения учителя. Правда, это предполагает взаимную симпатию, принятие учеником личности учителя.
Новое о педагогике:
Особенности построения программ по предмету «Физическая
культура» для студентов машиностроительного профиля
Практика показывает, что ППФП студентов технических ВУЗов успешно осуществляется только тогда, когда эта подготовка хорошо спланирована и постоянно контролируется. Программа ППФП для всех студентов ВУЗа и факультета осуществляется в рамках ...
Организация работы с детьми по развитию
игрового опыта
1 направление. Цель: учить играть с куклой, последовательно выполняя взаимосвязанные действия. Задачи: Пополнить и закрепить активный словарь по теме (одежда, посуда, купание). Ввести детей в проблемно-игровую ситуацию. Показать последоват ...