Социально-педагогическая работа по организации досуга младших школьников

Новое в образовании » Социально-педагогическая работа по организации досуга младших школьников

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,– от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В.А. Сухомлинский

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок. В.А. Сухомлинский

Как известно, в период детства ведущей деятельностью, в процессе которой происходит психическое и личностное развитие ребенка, является игровая.

Благодаря играм ребенок имеет возможность проявить активность, реализовать свои способности. Здесь впервые возникает воображение — основа творчества человека. Игра является главной формой организации жизни дошкольника, своеобразной школой адаптации к условиям жизни в обществе. Игра выявляет завтрашний день ребенка, зону его ближайшего развития, т. е. умение решать совместно с взрослыми определенные познавательные задачи. Основной особенностью игры в дошкольном возрасте является то, что, играя, ребенок получает удовольствие не столько от ее результата, сколько от самого процесса игры. Обычно говорят, что мотив игры лежит в самом ее процессе, а не в результате.

Шестилетний ребенок, перешагнувший порог школы, становится учеником. Ведущей его деятельностью является учебная, в процессе которой ученик должен овладевать, с одной стороны, определенным объемом знаний, умений, навыков, а с другой — у него должны формироваться полноценные навыки учебной деятельности, т.е. навыки умения учиться, которые в последующем перерастут в потребность в самообразовании.

Однако в начальной школе дети только формально ученики. Игра "не ушла" из их жизни. Здесь пересекаются игровая и учебная деятельности, идет развитие не изолированных друг от друга типов деятельности (учебной и игровой), а "происходит интеграция этих деятельностей в некую индивидуальную для каждого человека систему взаимосвязанных деятельностей...

По своей структуре учебная деятельность представляет собой ряд взаимопроникающих компонентов, таких, как мотивы учения, учебные задачи, учебные действия, контроль, оценка. Условием формирования учебной деятельности младшего школьника выступают умения выполнять действия не в реальном, а в воображаемом плане, когда "дети не столько играют, сколько говорят об игре. Этот перевод игры в вербальный план является ключевым для решения проблемы взаимодействия игры и учения в младшем школьном возрасте, ибо "...дети, способные вербализовать процесс игры (перевести игровые действия в словесный план), смогут в ней и с ее помощью научиться чему-то новому".

Таким образом, введение игровой деятельности в процесс обучения шестилеток позволит решить проблему преемственности между дошкольной и школьной ступенями образования, т. к. "использование игры в обучении младших школьников помогает выстроить единую линию обучения и развития в детском онтогенезе".

Из этого следует методический вывод: не всякая игра будет полезна для формирования учебной деятельности младшего школьника, а лишь та, которая имеет целью решение учебных задач. Такие игры в педагогике принято называть дидактическими. Наполняясь разным предметным содержанием, дидактические игры решают учебные задачи, расширяя организационные возможности построения учебного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование игр при обучении школьников не противоречит сути игровой деятельности, реализуемой в дидактической игре, и в то же время отражает содержательные особенности игры как средства обучения.

Все игры, используемые в учебном процессе, носят коллективный характер. Это предполагает распределение игровых ролей между всеми учениками класса. Ни один ребенок не должен быть вне игры, ограничиваться ролью стороннего наблюдателя. В дидактической игре нет и не может быть второстепенных ролей. Какую бы функцию ни выполнял ученик — исполнительскую или контролирующую, значимость его деятельности одинаково высока.

Дидактическая задача игры, сформулированная на основе учебной задачи, как правило, доводится детям учителем и является условием, организующим внимание участников игры, смысловой установкой на игру. Игровой замысел может видоизменяться, корректироваться в зависимости от учебной ситуации. Предъявленные учителем правила игры могут быть упрощены или изменены по предложению детей, если это не мешает реализации дидактической задачи. Неукоснительное соблюдение правил контролируется не только учителем, но и всеми участниками игры. Заканчивается игра подведением итогов, оглашением результатов.

Проведение дидактической игры в начальных классах требует от учителя исполнения ряда методических условий. Прежде всего, это методически грамотное введение игры в учебный процесс, заключающееся в подборе соответствующего дидактической задаче содержания, в выборе формы организации игры и мотивированного использования ее в структуре урока.

В центре внимания учителя находится направленность игровых действий на решение дидактической задачи, отслеживание особенностей межличностного взаимодействия и личного участия ребенка в игре. Вершиной педагогического мастерства можно считать способность учителя к вариативности, гибкости, импровизации при организации и проведении игры, умение обеспечить индивидуализацию игровой деятельности.

Важной составляющей работы педагога является проведение постигровой рефлексии, без которой предшествующая деятельность детей утрачивает целенаправленность и результативность. Подведение итогов игры проходит в нескольких аспектах, главнейшим из которых является констатация решения (достижения) дидактической задачи. Необходимо огласить формальный результат игры, если она носила соревновательный характер (кто победил, кто занял второе место, кто не допустил ошибок и т. д.). Такое искусственное, инициируемое учителем изменение игровых приоритетов необходимо соблюдать именно в первых классах школы, дабы приучить детей к главенствующей роли учения и вспомогательной роли игры, призванной разнообразить и оптимизировать этот процесс.

Такая же установка применяется и для оценки деятельности педагога, проводившего игру. Ведь использование игры в обучении детей не является самоцелью, а продиктовано педагогической целесообразностью. Не количество или разнообразие игр, применяемых на уроке, служит показателем эффективности учебного процесса, а их содержательная и процессуальная "совместимость" с темой и целью урока. Соответствие игры уровню образовательной и социально-психологической готовности учащихся, методически грамотное ее проведение определяет успех использования игры или игровой ситуации в учебном процессе начальной школы.

Новое о педагогике:

Особенности словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Н.С. Жукова, Р.И.Левина, Т.Б.Филичева, А.В. Ястребова и другие учёные пришли к общему выводу о том, что дети с недоразвитием речи плохо владеют навыками образования имен прилагательных и существительных, недо ...

Социально-психологические особенности детей с девиантным поведением
О девиантном поведении имеет смысл говорить лишь по достижении определенного возраста, не ранее 6-8 лет. Как правило, маленький ребенок не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать его и соотносить с социальными нормами. Т ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru