Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

Новое в образовании » Использование элементов методики В.Ф. Шаталова на уроках геометрии в 7 классе » Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

Страница 3

Исследования показали, что в подростковом возрасте заметно увеличивается объем внимания, а также способность к переключению внимания с одной операции на другую, с одного вида деятельности на другой. В отличие от младшего школьника подростку обычно не требуется какой-то особой психологической подготовки для перестройки деятельности.

Самый лучший способ организации внимания связан не с применением учителем каких-либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у подростка не было ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны так захватить подростка, что он с увлечением работает весьма продолжительное время. Причем интересное для подростка - это не всегда просто занимательное. Содержательные занятия с периодическим переключением с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания. Исследования Н. Ф. Добрынина и его сотрудников показали, что от произвольного внимания, поддерживаемого усилиями воли, подростки все больше и больше переходят к так называемому послепроизвольному вниманию. Оно преднамеренно и целенаправленно и возникает на основе постепенно наступающего увлечения работой, «открытиями», а потому и не требует волевых усилий для поддержания.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Достигнутый в младшем школьном возрасте уровень развития мышления позволяет подростку успешно и систематически изучать основы наук. Содержание изучаемых предметов и логика построения учебных курсов требуют нового характера усвоения знаний, опоры на самостоятельное мышление, необходима способность абстрагировать и обобщать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Однако надо иметь в виду, что не все подростки легко переходят к доказательному мышлению. Некоторым из них непонятна, например, сама идея геометрического обобщенного доказательства: зачем доказывать, если можно наглядно убедиться в своей правоте или неправоте? Один из подростков на вопрос, чем они занимаются на уроке геометрии, недоуменно ответил: «Учитель начертит на доске два равных треугольника и долго доказывает, что они равны».

Особенно важно для процесса развития обобщенного и рассуждающего мышления преподавание математики. Начало систематического изучения алгебры стимулирует переход к более высокому уровню обобщения, который связан с обобщением обобщения, или двойной абстракцией (арифметика есть абстрагирование числа от предмета, алгебра - абстрагирование от конкретных чисел). Изучение геометрии развивает умение рассуждать, доказывать, строго логически аргументировать.

Основной особенностью мыслительной деятельности подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. При этом конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не регрессируют, не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятий в конкретных образах и представлениях).

Подросток в отличие от младшего школьника не склонен слепо полагаться только на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь собственное мнение, свои взгляды и суждения, критически относится к материалу, который раньше не вызывал у него ни раздумий, ни сомнений, находит «ошибки» в тексте учебника или суждениях учителя, хочет убедиться в справедливости той или иной мысли, того или иного положения, суждения. Само по себе это весьма ценное качество мышления, и его нужно всячески развивать. Но если развитие критичности мышления у подростков пойдет по пути формирования привычки не столько критически мыслить, сколько неоправданно сомневаться, спорить, возражать, отстаивать заведомо ошибочные положения, упрямиться и не принимать бесспорные истины, то следует преодолевать эту линию развития. Надо тактично показать бесплодность и беспочвенность, бесперспективность подобных споров и возражений, подсказать подростку другие пути и формы, чтобы воспитывать умение самостоятельно и критически мыслить.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Цели и функции систематизации в процессе обучения
Основная цель систематизации знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активн ...

Творчество учащихся – организационно-композиционный стержень урока литературы как художественно-педагогического процесса
А.Н. Леонтьев ввел в психологию категорию «предметной деятельности» как фактора происхождения, функционирования и развития человеческого общественного и индивидуального сознания. Основу индивидуальности составляет конкретная структура «цел ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru