Важной особенностью рассматриваемого возраста является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Как говорят психологи, подростковый возраст сензитивен (благоприятен) для развития такого мышления. Апелляция учителя к уму подростков, доверие к их интеллектуальным возможностям как нельзя больше соответствуют возрастным особенностям личности подростков, так как это означает высокую оценку их интеллектуальных сил. Поэтому следует всячески стимулировать самостоятельное творческое мышление подростков, для чего полезно чаще ставить их перед необходимостью самостоятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходное и различное, делать обобщения и выводы.
Для устранения или предупреждения возможного отрицательного влияния непосредственного чувственного опыта на процесс мышления необходимо корригировать наглядные впечатления словесными пояснениями или соответствующей вариацией образов, которая давала бы возможность продемонстрировать разнообразие несущественных и постоянство существенных признаков. Очень важно дать понять учащимся, как ограничен чувственный опыт, показать необходимость и принципиальную возможность выхода за его пределы. Важно, чтобы подростки поняли, что нет смысла и возможности доказывать теорему о сумме внутренних углов многоугольника для каждого из бесконечного многообразия многоугольников, что, доказывая ее на одном, конкретном многоугольнике, мы тем самым доказываем ее для любого многоугольника, независимо от его формы, размеров, количества сторон. Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед учащимися возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя должны стараться так организовать занятия с подростками, чтобы перед ними чаще возникали проблемы различной сложности, чтобы побуждать их к самостоятельному решению этих проблем (самостоятельное выведение формул и правил, нахождение исторических и географических закономерностей, самостоятельное построение доказательства теорем.
Новое о педагогике:
Общие особенности психического развития детей с общим недоразвитием
речи
В предыдущей главе отмечалось, что процесс развития пространственных представлений зависит от физиологии ребенка: во-первых – от уровня развития и чувствительности анализаторных систем, во-вторых – от уровня развития речеслуховых систем, т ...
Психолго-педагогические основы развития речи младших школьников
Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. «Внешняя речь,— как средство писал Л. С. Выготский,— есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация» . Следовательно, психологической основой речи служит мысль и ...