Академический подход, уверенно возобладал на уровне органов управления. Об этом однозначно свидетельствует содержание «официальных» (одобренных министерством образования) учебников и учебных программ.
Например, по мнению И.В. Липсица, тяготеющего к «академическому» направлению, экономика в школе должна быть нацелена на то, чтобы дать, пусть несколько упрощенное, но целостное представление об основах экономической жизни общества с постепенным усложнением и дополнением от класса к классу, чтобы создать учащимся базу для изучения экономики в вузах. В этом, безусловно, большой плюс академического подхода - системность, постепенное углубление в предмет - от основ, начал экономики – к достаточно сложному теоретическому материалу. В чем же проблематика данного подхода - в первую очередь, в объеме предлагаемого к изучению материала - он очень велик для школы. В результате, школьники, поступающие потом в вузы (даже экономического профиля), сталкиваются с проблемой «а это мы уже проходили», теряется интерес к получению знаний, первокурсник уже уверен, что ничего нового он не узнает. Здесь, конечно, и перед преподавателями, и перед учениками встанет вопрос о необходимости получения таких знаний всеми учащимися (и в первую очередь теми, кто вовсе не ориентирован на дальнейшее получение экономического образования). Также, материал подобных учебников крайне мало соотносится с реальной жизнью. В результате учащийся воспринимает экономику как очередную абстрактную теорию, которая еще дальше от реальной жизни, чем бизнес-вариант экономического образования.
Социально-экономическая направленность школы синтезирует базовые инвариативные характеристики социально-гуманитарного, информационно-технологического, физико-математического профилей и предполагает формирование у учащихся качеств и характеристик, значимых для представителей профессий типа «человек-человек», «человек-знак», «человек-природа», «человек-техника». К таким качествам и характеристикам относятся: способность к саморазвитию, социальная активность, независимость убеждений, креативность, способность к самоанализу, информационная культура, коммуникабельность, эстетический вкус.
Образование в рамках социально-экономической направленности обучения готовит учащихся к предпринимательству, менеджерской и маркетинговой деятельности. Образовательный процесс в школе социально-экономической направленности должен предусматривать передачу обучающимся таких методов мышления, которые обеспечивали бы не только познание и исследование, но и проектирование нестандартных решений, преобразование сложившейся жизненной ситуации.
В курсе экономических дисциплин краеведение является важной составляющей, ориентированной непосредственно на познание специфики экономического развития края, в котором проживают дети. Экономическое направление в краеведении рассматривает вопросы и современной социально-экономической жизни края. Объектами изучения в экономическом краеведении могут быть:
- современное население края;
- состояние народного хозяйства края в целом и отдельных его отраслей;
- населенные пункты (поселения), в которых живет население и сосредоточена хозяйственная и культурная жизнь края;
- отдельные предприятия и учреждения, составляющие народное хозяйство края (фабрики и заводы, рудники, совхозы и колхозы, порты, железнодорожные станции, научные учреждения, учебные заведения, учреждения культуры, здравницы и т. д.).
Фактические данные о населении и народном хозяйстве края составляют значительную часть информации в печати, радио и телевизионных передачах.
На современном этапе краеведческий компонент при обучении экономическим дисциплинам во многом опирается на приоритеты в ориентированности детей к самостоятельному изучению и исследованию. Фактически любая из экономических дисциплин имеет составляющие, которые могут быть ориентированы на регион.
Определяющим фактором при ориентации педагога на регион могут стать и интересы самих детей, а также сходные темы по другим дисциплинам, особенно географии. Комбинированные уроки, которые предполагают изучение темы на стыке двух дисциплин, становятся в современной школе все более популярными так, как позволяют более широко охватить тему с разных сторон и сформировать у учеников больший объем знаний. Экономика, по большей части являясь факультативной составляющей обучения, весьма успешно вписывается в данный процесс.
Новое о педагогике:
Педагогические условия эффективности личностно-ориентированного обучения
учащихся V-VII классов
технологии обработки древесины
Исходя из педагогических основ личностно-ориентированного образования и анализа содержания обучения школьников по программам образовательной области «Технология» мы пришли к выводу, что для реализации личностно-ориентированного образования ...
Концептуальное проектирование базы данных
Целью концептуального проектирования является построение описания базы данных (БД) на едином языке концептуальной модели. Наиболее распространенная модель описания БД на данном этапе является модель «сущность – связь». Сущность – основное ...