Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема изучения влияниия семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения в настоящее время является крайне актуальной.
Наш эксперимента проходил в три этапа: разработка методики исследования, проведение исследования, анализ и интерпретация полученных данных.
Цель исследования - выявить влияние семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения.
Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе №149 Советского района г. Красноярска. В исследовании принимали участие 7 "а", 7 "б", классах. Общее количество учащихся, принявших участие в исследовании, составило 50 человек.7 "а" класс имел характеристику социально благополучного коллектива, у нас он будет контрольной группой. 7 "б" имел характеристику социально неблагополучного коллектива, и у нас он будет фигурировать как экспериментальная группа. Кроме того, в исследовании принимали участие родители этих подростков.
Таблица 1
Данные состава экспериментальной и контрольной групп
Наименование групп |
Количество детей |
Состав семьи |
Образование родителей | |||||
мал. |
дев. |
Неполная семья |
Полная |
высшее |
среднее специальное |
Средне тех. |
среднее | |
Экспериментальная |
12 |
13 |
14 |
11 |
22 |
10 |
3 |
1 |
Контрольная |
13 |
12 |
6 |
19 |
30 |
10 |
3 |
1 |
В процессе эксперимента нами использовались следующие методики:
1. Методика 1. Взаимоотношения подростков с родителями тест "Подростки о родителях"
2. Методика 2. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми.
3. Методика 3. Л.Я. Варга и В.В. Столина: тест-опросник родительского отношения.
Методика 1.
Взаимоотношения подростков с родителями тест "Подростки о родителях"
Опросник "Поведение родителей и отношение подростков к ним" (ADOR - сокращенно, подростки о родителях) изучает установки, повеление и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 г. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие - эмоциональное отвержение, психологический контроль - психологическая автономия, скрытый контроль - открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.
Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.
Процедура проведения исследования. Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется следующая инструкция:
"Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру "2". Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери), обведите цифру "1". Если же по Вашему мнению утверждение не относится к Вашему отцу (или матери), то обведите цифру "О"".
Новое о педагогике:
Интенсификация учебного процесса на основе индивидуализации обучения с
использованием видеофонограммы
Индивидуализация обучения иностранному языку состоит в создании оптимальных режимов работы и предоставлении своего рода помощи каждому ученику. Последняя становится крайне необходимой при работе с видеофонограммой, что обусловлено сложност ...
Содержание и организация деятельности МОУДО «Детско-подростковый центр «Содружество»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-подростковый центр «Содружество» создано 27 декабря 2002 года. Центр был создан в целях реализации дополнительных образовательных программ и услуг, организации ку ...