Методологическая организация и проведение исследования

Новое в образовании » Влияние семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения » Методологическая организация и проведение исследования

Страница 6

Все полученные данные вносятся в сводную таблицу 5

Таблица 5.

Детско-родительские отношения

Количество учащихся

1

Позитивный интерес

2

Директивность

3

Враждебность

4

Автономность

5

Непоследовательность

Таким образом, характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологическом принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступает доверие и подчиняемость. У отцов же доминирует уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю за поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим, выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляется упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что исходит из претензий отца на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступает жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми.

Различие лишь в таких тенденциях, как самодовлеющее самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчиненностью и недоверием - у матерей.

Методика 2.

Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми

Практическая работа с родителями показала недостаточность средств, которые могут быть использованы для диагностики родительско-детских отношений и взаимодействия. Оказалось также важным знать не только оценку одной стороны - родителей, но и видение этого взаимодействия со стороны детей. Такая необходимость особенно часто появляется при психологическом консультировании подростков и их родителей. Возникла идея составления зеркального опросника, имеющего две формы - для родителей и для детей. В литературе есть данные об изучении взаимоотношений родителей с детьми с помощью опросников, предназначенных для детей.

Литературные данные свидетельствуют о том, что большинство авторов выделяют такие параметры взаимодействия родителя с ребенком:

автономия-контроль;

отвержение-принятие;

требовательность;

степень эмоциональной близости, привязанности;

строгость;

непоследовательность-последовательность.

Эти параметры были взяты нами как основания для шкал опросника взаимодействия родителей с детьми. В опросник вошли также шкалы "сотрудничество" и "согласие" как важные параметры взаимодействия, по Р.Ф. Бейлзу. А.С. Макаренко, С.В. Ковалев отмечают также важность авторитета родителей и связывают с ним возможность влияния на ребенка. Мы сочли нужным включить шкалу "авторитетность" в опросник. Одним из важнейших показателей является степень удовлетворенности родителей процессом взаимодействия с детьми. Неудовлетворенность родителя отношениями с ребенком может явиться важным фактором обращения в психологическую консультацию. Шкала "удовлетворенность" вошла во взрослый и детский варианты опросника.

Изначально мы были ориентированы на то, чтобы вопросы были понятны не только родителям, но и детям, их содержание было рассчитано на семьи с различным составом и жизненным опытом, а утверждения подходили бы и к отцу, и к матери. Это оказалось достаточно трудной задачей. Было составлено более ста утверждений, описывающих взаимодействие в семье

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новое о педагогике:

Развитие способностей учеников по системе обучения Людмилы Георгиевны Петерсон
Курс данной авторской программы Людмилы Георгиевны Петерсон в целом ориентирован на личностное развитие ребенка, поэтому знания в нем рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих с ...

Основные направления и условия успешного развития речи младших школьников
Целью обучения развития речи является совершенствование у детей основных видов речевой деятельности. Для достижения поставленной цели необходима кропотливая работа. Все обучение речи можно представить в виде двух взаимосвязанных напралений ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru