Стратегия социально-педагогического подхода к раскрытию личностного потенциала девочек и мальчиков

Новое в образовании » Социально-педагогические аспекты дифференцированного воспитания девочек и мальчиков » Стратегия социально-педагогического подхода к раскрытию личностного потенциала девочек и мальчиков

Страница 1

Теория развития потенциала личности: понятие, истоки, компоненты, типы, особенности. В современных условиях решение многих социальных проблем определяется качествами человека. Личностный потенциал в этом смысле детерминирует культурный процесс. В связи с этим усложняются задачи формирования человека, способного по своим деловым качествам, активной жизненной позиции, интеллектуальному развитию, кругозору обеспечить общественный и культурный прогресс.

Проблема развития личности может решаться только системно, одновременно в разных сферах: социально-экономической (обеспечение инфраструктуры культурного процесса), научной (разработка методологии и теории вопроса), педагогической (гуманизация воспитания и самообразование различных категорий населения), управленческой (разностороннее организационное обеспечение развития личности); социально-психологической (создание общественного мнения и установки на саморазвитие и непрерывное самообразование); и, наконец, духовной (создание условий для интенсивной духовной жизни людей).

Гуманитарные науки раскрыли развитие личности как общественную потребность, обосновали развивающую роль воспитания, творчества, искусства. Однако в деталях проблема еще остается нерешенной, она не конкретизирована, а только названа обусловленность гармоничного развития личности социальными условиями. И все это, несмотря на то, что проблема личностных качеств является одной из наиболее традиционных в истории философии.

Эстетический потенциал личности как многомерный критерий развития может определяться в опоре на структуру личности. Изменение потенциала личности, возможного и актуального, вероятностного и реализуемого, и есть развитие «степени мощности» личности. В педагогическом лексиконе широко используется понятие творческого потенциала личности.

Диалектика есть, согласно Гегелю, движущая душа всякого научного развертывания мысли. Общепринято считать диалектику учением о развитии, выраженном в общих закономерностях перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания, единства и борьбы противоположностей. Под диалектикой отношения творческого и эстетического потенциала личности следует понимать развитие момента взаимосвязи некоторой иерархии потенциалов.

Исходным будет определение потенциала личности как совокупности личностных качеств и способов деятельности, необходимых для существования человека (производное от определения в Энциклопедическом словаре потенциала как «совокупности средств, необходимых для чего-либо: степени мощности в каком-либо отношении: силового поля». Истоками формирования потенциала являются:

1. Общетворческие и специальные задатки-способности личности

2. Содержание социально-эстетической среды.

3. Влияние стихийного или целенаправленного фактора руководства развитием потенциала личности.

Эстетический потенциал личности как совокупность личностных качеств, развитых способностей и освоенных способов эстетической деятельности, определяющих эстетическое отношение к миру, может быть критерием эстетического развития личности, ее жизненного опыта, эстетической культуры личности, в целом.

Предлагаем следующие компоненты содержания эстетического потенциала личности:

1. Банк эмоционально-психологических состояний (задача воспитания– развитие богатого спектра).

2. Банк художественных образов, «вечных» тем-идей искусства (задача – накопление).

3. Банк понятий и терминов эстетического словаря (задача – накопление и систематизация).

4. Банк алгоритмов в опыте творческой деятельности в разных формах общения с искусством (накопление разнообразия).

5. Включенность человека в культурогенные процессы (задача – изменение направленности).

Предлагаем следующую типологию потенциалов личности:

1. Базовый (ориентированный) эстетический потенциал необходим для умения ориентироваться в окружающей первой и второй реальности. Выделяются аксиологический аспект (ценностные ориентации на эстетическое богатство действительности и искусства), социологический аспект (как модель деятельности личности и отражения мира), морфологический аспект (ориентация в системе искусств), онтологический аспект (ориентация в художественных стилях).

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Социально-педагогическая работа в школе
Отечественная школа имеет опыт решения социальных проб­лем учащихся. Это, прежде всего деятельность классных руководи­телей, на которых нередко возлагались функции и социального педагога, и социального работника. Возникает необходимость со ...

Задачи работы по развитию речи в 1-ой группе раннего возраста
Одним из существенных разделов педагогики раннего детства является методика развития речи детей первых лет жизни, разработкой которой занимались такие педагоги и методисты, как Е.И. Тихеева, Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ф. Ладыгина, Е. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru