Художественное восприятие как эстетический феномен стоит в центре исследований Ю.Б. Борева, который рассматривает его как «взаимоотношение произведения искусства и реципиента, находящегося в зависимости от субъективных особенностей (индивидуально - возрастных, ситуационных) и объективных качеств художественного текста, художественных традиций эпохи, среды, воспитания. Обобщая богатый исторический экскурс к истокам философской эстетической мысли, Ю.Б. Борев обращает внимание на два момента в процессе:
¨ собственно восприятие;
¨ и реакция на восприятие: строй чувств и мыслей, пробужденных в душе реципиента. Исходным моментом художественного восприятия является «перенесение» на собственную жизненную ситуацию - так называемая «идентификация героя»; игровой момент в освоении системы образов; синестезия (взаимодействие зрения, слуха и других чувств).
Это перекликается с двумя моментами, выделенными А.Л. Готсдинером:
1) объективным как слуховым, зрительным, кинестетическим восприятием предмета или явления, подчиняющих себе темп и характер перцептивных процессов;
2) субъективным, заключающимся в своем, индивидуальном темпе восприятия, обусловленным личностными особенностями воспринимающего.
Ученые подчеркивают важность восприятия как «искусства для себя». В зависимости от цели и содержания деятельности, восприятие может идти по пути построения образа, регулирующего определенную деятельность и поведение или по пути построения художественного образа, Л.С. Выготский придерживается позиции, что искусство определяет «модель поведения в будущем».
Психолого-педагогическую трактовку деятельности дает Современный словарь по педагогике, где утверждается, что деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек удовлетворяет свои потребности.
Методы изучения особенностей восприятия девочек и мальчиков.
Показателями изучения особенностей восприятия мальчиков и девочек были выбраны эмоциональная отзывчивость, осмысленность и избирательность.
Новое о педагогике:
Методы работы социального педагога с детьми группы риска
Метод – (от греч. – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработк ...
Методика ознакомления с литературными
произведениями детей младшего дошкольного возраста
Если в задачах работы по развитию звуковой культуры речи в 1 младшей группе на первое место ставилось звукоподражание, то во 2 - эта работа над звукопроизношением с развитием речевого слуха, дыхания, голоса, артикуляционного аппарата, дикц ...