Художественное восприятие как эстетический феномен стоит в центре исследований Ю.Б. Борева, который рассматривает его как «взаимоотношение произведения искусства и реципиента, находящегося в зависимости от субъективных особенностей (индивидуально - возрастных, ситуационных) и объективных качеств художественного текста, художественных традиций эпохи, среды, воспитания. Обобщая богатый исторический экскурс к истокам философской эстетической мысли, Ю.Б. Борев обращает внимание на два момента в процессе:
¨ собственно восприятие;
¨ и реакция на восприятие: строй чувств и мыслей, пробужденных в душе реципиента. Исходным моментом художественного восприятия является «перенесение» на собственную жизненную ситуацию - так называемая «идентификация героя»; игровой момент в освоении системы образов; синестезия (взаимодействие зрения, слуха и других чувств).
Это перекликается с двумя моментами, выделенными А.Л. Готсдинером:
1) объективным как слуховым, зрительным, кинестетическим восприятием предмета или явления, подчиняющих себе темп и характер перцептивных процессов;
2) субъективным, заключающимся в своем, индивидуальном темпе восприятия, обусловленным личностными особенностями воспринимающего.
Ученые подчеркивают важность восприятия как «искусства для себя». В зависимости от цели и содержания деятельности, восприятие может идти по пути построения образа, регулирующего определенную деятельность и поведение или по пути построения художественного образа, Л.С. Выготский придерживается позиции, что искусство определяет «модель поведения в будущем».
Психолого-педагогическую трактовку деятельности дает Современный словарь по педагогике, где утверждается, что деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек удовлетворяет свои потребности.
Методы изучения особенностей восприятия девочек и мальчиков.
Показателями изучения особенностей восприятия мальчиков и девочек были выбраны эмоциональная отзывчивость, осмысленность и избирательность.
Новое о педагогике:
Понятие, формы и функции связной речи
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишу ...
Лекционный материал к спецкуруу по теме: «Педагогический аспект концепции полового
дипсихизма»
В педагогике малоразработанным остается вопрос о роли половых особенностей индивида в развитии его психики. Понятие «полового дипсихизма» для обозначения проблем половых различий в психике человека появилось в 1970 году. Научная разработка ...