Проблема повышения квалификации учителей

Страница 1

В послевоенный период сложилась система повышения квалификации учительских кадров, состоящая из возникшей еще до войны сети институтов усовершенствования учителей, городских и районных методических кабинетов, кустовых предметных объединений педагогов опорных и базовых школ, занимающихся переподготовкой и повышением квалификации учителей. Постепенно увеличивались плановые задания на проведения курсовых мероприятий. В каждой союзной республике регулярно стали проводиться тематические «Педагогические чтения».

Значительная часть учителей повышала свой идейно-политический уровень в системе политического просвещения, вечерних университетах марксизма-ленинизма и партийных школах, методологических семинарах и кружках. Особенно активизировалась работа по распространению политических и научных знаний среди учительства и родителей с созданием в 1948 г. Всесоюзного общества «Знание». По инициативе ряда педагогических институтов и других высших заведений на общественных началах стали создаваться народные университеты научно-педагогических знаний. В конце 50‑х годов получили распространение педагогические школы передового опыта, в которых лучшие учителя рассказывали о своем творческом труде, выступают с рефератами, дают уроки.

Анализ исторического опыта становления и развития системы повышения квалификации педагогических кадров связан с разработкой новой парадигмы последипломного образования. Исторический анализ уроков реорганизации и реформ структурно-деятельностных элементов последипломного образования, в частности повышения квалификации, способствует поиску новых горизонтов исследуемой проблемы. Курсы повышения квалификации, как одна из наиболее традиционных форм, продолжают развиваться как в организационном, так и в содержательном аспектах.

Анализ этих показателей свидетельствует, что около 25% учителей начальной школы по существу не имеют права преподавать в школе, а по средним школам эти цифры достигают 36,3%. Учитывая острую необходимость повышения квалификации у значительного количества педагогов, курсовая подготовка являлось важнейшим средством выполнения поставленных задач. До 1939 г. данную форму работы осуществляли курсы Наркомпроса и курсы заочной подготовки.

Основным недостатком системы повышения квалификации являлось отсутствие центра, который бы координировал и осуществлял организационное и методическое руководство курсовой подготовкой.

А в 1950-х гг. два Горьковских педагогических института, университет и соответствующая сеть педагогических училищ полностью удовлетворяют потребности школы в учительских кадрах. Но советские учителя постоянно повышают свою квалификацию. И курсы повышения квалификации стали системой. В 1955 г. с учительством работают два института усовершенствования: областной и городской. Кроме организации всевозможных курсов, они изучают качество учебно-воспитательной деятельности школ, содействуют обобщению и распространению лучшего опыта, помогают учительству в разрешении важнейших проблем, возникающих в процессе развития советской педагогики. Под руководством институтов усовершенствования лучшие учителя участвуют в научной работе, одной из форм которой являются городские, областные и центральные педагогические чтения. Последние проходят при Академии педагогических наук, которая возникла в годы Великой Отечественной войны и является одним из конкретных выражений роста советской культуры. На педагогических чтениях в городе и области ежегодно обсуждается до ста пятидесяти работ, а на центральные чтения Академии принимается свыше сорока работ. Под руководством институтов усовершенствования учителя пишут книги, участвуют в сборниках, освещающих лучшие достижения школы. Широкую известность приобрела книга Заслуженного учителя С.А. Селифонова о школьном земельном участке, выдержавшая два издания в Горьком Учпедгизом. Глубокое внимание учительства привлек освещенный в сборниках и отдельной брошюре опыт Заслуженной учительницы О.И. Чупровой. Ряд работ горьковских учителей помещен в изданиях Академии педагогических наук и Учпедгиза. Высокое признание заслуг учительства нашло выражение в присвоении лучшим учителям звания Заслуженного учителя школы РСФСР. К 1956 г. этого почетного звания удостоены 93 учителя г. Горького и Горьковской области. Тысячи учителей награждены орденами и медалями Советского Союза. Планы исторических факультетов университетов и педагогических институтов отличались отсутствием специализированных факультативов и курсов по выбору, расширенным психолого-педагогическим циклом предметов, большим количеством часов педагогической практики.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Методика совершенствования и коррекции профессионально важных качеств у студентов, будущих инженеров-механиков
Учебно-методические программы в ВУЗах машиностроительного профиля предусматривают регулярные занятия по физической подготовке и спортивную в каком-либо виде спорта, который также может являться средством для достижения нужной психофизиолог ...

Основные направления словарной работы в начальной школе
Методика развития речи на лексическом уровне пре­дусматривает четыре основные направления: 1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее не­известных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запас ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru