Неклассическое воспитание О.С. Газман

Новое в образовании » Воспитательные возможности детского клуба » Неклассическое воспитание О.С. Газман

Страница 2

Выдвижение и принятие коллективом привлекательных и общественно ценных целей деятельности на весь период совместной жизни.

Выдвижение перспективы за пределы формального существования данного коллектива.

Бодрый темп жизни, четкий темп работы коллектива, уплотненность и разнообразие видов деятельности.

Максимальное привлечение детей в органы самоуправления, в обсуждение целей, средств, результатов деятельности.

Создание приподнятой эмоциональной атмосферы за счет использования природы, традиций пионерской организации.

Особая позиция взрослых в коллективе – позиция старшего друга, советчика. Создание в коллективе отношений дружбы, любви, взаимопомощи.

О.С. Газман в своей педагогической деятельности большое значение уделяет исследованию временного коллектива. Своеобразием процесса развития временного коллектива старшеклассников (имеется в виду лагеря труда и отдыха, спортивного лагеря, туристской группы) является его интенсивность, обусловленная необычными условиями жизни, разнообразием видов деятельности, насыщенностью общения ребят. Наконец, тем, что временный коллектив для них, по существу, единственный на протяжении всего своего существования. Вместе с этим интенсивность и быстрота протекания процесса развития временного коллектива не только не мешают, но помогают исследователю фиксировать некоторые наиболее типичные свойства и проявления, характерные для жизнедеятельности всякого детского коллектива.

Временный коллектив в процессе своего функционирования переживает ряд сменяющих друг друга нравственно-психологических состояний. Их учет и планомерное изменение – важнейшее условие эффективности воспитательных воздействий.

Можно выделить четыре таких состояния: первоначальной адаптации; конфликтов во внутриколлективных отношениях; морально-волевого напряжения, связанного с сознательным стремлением к реализации коллективных целей; активной интериоризации коллективных ценностей.

Старшеклассники, как правило, приходят во временные коллективы с желанием удовлетворить самые разнообразные потребности: и в новых впечатлениях, ив общении, и в эстетических наслаждениях. Выбор какой-то одной опорной точки обусловлен как специфическими функциями данного коллектива, теми воспитательными задачами, которые здесь решаются, так и степенью той актуальности, которую имеет та или иная потребность для всех членов коллектива в начальный период.

Основным побуждением, которое направляет поведение новичков в первые дни жизни временного коллектива, является потребность в адаптации – в информации о нормах, требованиях нового коллектива, о своем положении в нем. С целью утоления «информационного голода» школьники с желанием вступают в деятельность, интенсивно устанавливают связи друг с другом и с воспитателями.

Основные аспекты педагогического вмешательства в процесс развития детского коллектива на этом этапе его жизни: во-первых, возникает задача организации общения детей в связи с выработкой общих целей, задач, перспектив совместной деятельности, выработкой норм, требований коллектива по отношению к каждому. Организация коллективного планирования совместной работы, обсуждение и утверждение на общих собраниях норм взаимных отношений, законов совместной жизни особенно важны. В этом случае у членов коллектива воспитывается чувство хозяина, удовлетворяется возрастная потребность в самостоятельности. Предоставление каждому возможности высказать свое мнение создает благоприятную психологическую атмосферу в коллективе. Во-вторых, необходима специальная организация общения с целью помочь членам коллектива быстрее узнать друг друга, познакомится с воспитателем. При этом важно так организовать это общение, чтобы школьники раскрывали друг перед другом в своих лучших проявлениях.

На базе создания привлекательного образа нового коллектива и предоставления школьникам самостоятельности в выработке общих задач и законов жизни педагогическая цель эмоционально принимается коллективом. Коллектив переходит в новое психологическое состояние.

Важным средством постановки коллектива в позицию субъекта регулировки внутриколлективных отношений может стать общее собрание. Оно способно стимулировать выработку правильной оценки отношений в коллективе, принятие этой оценки всеми, если на собрании умело сочетается педагогическое убеждение с созданием атмосферы откровенности, возможности каждому высказать свою точку зрения.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Условия, при которых создавался опыт и результативность
Данный опыт формировался в работе учителем начальных классов ГУО «Гимназия №36 г. Минска» на протяжении последних 3 лет. В работе с любым детским коллективом есть свои трудности и проблемы. В моём классе психолого-диагностические исследова ...

Методические рекомендации по подготовке и оформлению студенческих научных работ на Республиканский конкурс
Для участия в Республиканском конкурсе научных студенческих работ необходимо предоставить ответственному за НИРС вуза следующие документы. Научная работа, оформленная в соответствии с ГОСТ 7.32, 7.1. Объем работы не должен превышать 50 стр ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru