Методика преодоления дефектов звукопроизношения в логопедии наиболее разработана. Очень много сделано в этом отношении профессором Ф. А. Рау, профессором М. Е. Хватцевым и другими логопедами.
Цель логопедического воздействия - исправление неправильного употребления звуков во всех видах речевой деятельности: в устной, письменной, в заученной и самостоятельной речи, в процессе игры, учебы, общественной и производственной жизни.
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков, что достигается при помощи специальной системы педагогического воздействия.
Средством логопедического воздействия является специальная методика исправления произношения, т. е. прежде всего, правильно построенная система речевых упражнений и система артикуляционной гимнастики, дополнительно применяется массаж.
Логопедическая работа по преодолению минимальных дизартрических проявлений проводится совместно с логопедом и воспитателями в условиях естественного педагогического процесса. Осуществляется работа по преодолению ведущего расстройства при дизартрии, т. е. нарушения звукопроизношения, в ходе коррекционно-логопедической работы ставятся следующие задачи:
- формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих овладение звуковой стороной речи (сенсорных и моторных звеньев речевого процесса);
- формирование речевых навыков фонетически правильной речи (звукопроизношения на материале свистящих звуков, интонационной выразительности). В процессе логопедической работы реализация указанных задач осуществлялась в их тесной взаимосвязи.
Система преодоления нарушений произносительной стороны речи включает в себя следующие разделы:
- формирование правильного звукопроизношения,
- развитие артикуляционного аппарата, воспитание правильной артикуляции звуков и их автоматизация в различных фонетических условиях произношения;
- развитие ручной моторики;
- формирование интонационной выразительности речи (просодии);
- развитие и формирование фонематического восприятия.
В процессе обучения осуществляется дифференцированный подход на основе учета симптоматики нарушений: характер конкретных видов нарушений звукопроизношения; уровня несформированности речевого аппарата, наличия или отсутствия нарушений фонематического восприятия, а также индивидуальных особенностей детей. Таким образом, дети-дошкольники с минимальными дизартрическими проявлениями нуждаются в целенаправленных логопедических занятиях, логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе.
Новое о педагогике:
Анализ пожароопасности на рабочем месте
Пожары наносят громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. Поэтому защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в общегосударственном масштабе. Пожар – это горение вн ...
Народные игры и игрушки в современной системе образования
Народные игры и игрушки дошли до наших дней и сохранили свою педагогическую ценность. Так как народные игры являются достоянием народа, которое передавалось от поколения к поколению в устной форме, то возникла необходимость собрать, состав ...