Развитие фонематического восприятия у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами

Новое в образовании » Развитие фонематического восприятия у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами

Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации.

Нарушение артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи, составляют так называемый первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру.

Причинами дизартрии являются органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития.

Современный этап развития логопедии характеризуется повышенным вниманием к изучению детей с дизартрией, так как количество детей, имеющих нарушения речи, обусловленные перинатальной патологией, в том числе и дизартрией, увеличивается.

Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия" является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.

Успешное обучение и воспитание детей этой категории в дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к усвоению школьных навыков.

При дизартрии ведущим нарушением в структуре речевого дефекта является нарушение фонетической стороны речи, которая возникает из-за нарушений иннервации органов речевого аппарата. В отечественной логопедии нарушения моторики речевого аппарата не рассматриваются в отрыве от нарушений всей моторной сферы.

Минимальные дизартрические расстройства - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.

В то же время недостаточно изучены легкие проявления дизартрии. Нет единого терминологического подхода к обозначению этого речевого расстройства. В настоящее время сосуществуют понятия стертая дизартрия, "мягкая" дизартрия, дизартрический компонент, минимальный дизартрический синдром, минимальные дизартрические расстройства.

Накоплен большой теоретический материал по проблемам этиологии, симптоматики разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых нарушений при минимальных дизартрических расстройствах. Однако остаются недостаточно изученными вопросы формирования звукопроизношения у детей с указанным речевым расстройством. Отсутствуют экспериментальные данные о влиянии фонетического контекста на характер и специфику нарушений звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах. Существующие методы коррекционно-логопедической работы недостаточно дифференцированы в зависимости от механизма и структуры дефекта при различных проявлениях минимальных дизартрических расстройств.

Проблема исследования определяется актуальностью и значимостью этих вопросов, недостаточной изученностью особенностей звукопроизношения в зависимости от фонетического контекста, с одной стороны, и необходимостью определения условий повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, с другой стороны. Решение этой проблемы определило цель нашего исследования.

Целью курсовой работы является: охарактеризовать нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

Гипотеза исследования: нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах имеют различную степень выраженности.

Объект исследования: звукопроизношение у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами.

Предмет исследования: особенности нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования вытекают следующие задачи:

- изучить специальную, педагогическую и медицинскую литературу по проблеме исследования.

- подобрать приемы исследования звукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими расстройствами.

- провести собственное исследование звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами.

- проанализировать результаты эксперимента.

Методы:

- теоретический - анализ литературных данных;

- экспериментальный - проведение констатирующего эксперимента;

- статический - анализ результатов эксперимента.

Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Новое о педагогике:

Основные требования к применению наказаний
Методом наказания надо пользоваться очень осторожно. С одной стороны, незаслуженное наказание или наложенное в оскорбительной форме озлобляет, обижает воспитанника, провоцирует его действовать назло воспитателю. С другой — отсутствие наказ ...

Причины не совершенствования речевого этикета
Восхищаясь теми чудесными методами, при помощи которых ребёнок овладевает родным языком, не забываем ли мы, взрослые, призваны обучать его правильной речи? Не отказываемся ли мы от роли его воспитателей? Никто не отнял права восхищаться сл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru