Методы и прием логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией

Новое в образовании » Развитие фонематического восприятия у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами » Методы и прием логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией

Страница 1

Чтобы помочь детям овладеть правильным звукопроизношением, логопед должен иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку. Ему необходимо владеть материалом, который составляет теоретическую основу знаний о звукопроизношении, знать, как образуются звуки родного языка, на какие группы и по каким признакам они делятся, какие группы звуков чаще нарушаются в речи детей и каковы могут быть причины этих нарушений. Кроме того, надо научиться ощущать положения каждого из органов артикуляционного аппарата, движения (работу) этих органов, выработать умения слышать и видеть любые отклонения от нормы и уметь делать соответствующие выводы, чтобы правильно делать свою работу.

Например, если логопеду предстоит работа по формированию или коррекции группы свистящих звуков ([с], [с’], [з], [з’], [ц]), он должен хорошо представлять, почему в одних случаях могут нарушаться все пять звуков, в других - только три звука([с], [з], [ц]), или два ([с], [з]), или один [ц], а также уметь правильно воспроизводить необходимые для этой группы звуков движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Сложный характер дизартрии, а также то, что она является не самостоятельным заболеванием, а частью того или иного неврологического синдрома, обусловливает необходимость комплексной терапии больных с дизартрическими расстройствами.

Психолого-логопедическое воздействие при дизартрии направлено на коррекцию отношения больного, испытывающего серьезные затруднения в речи, к актам речевой коммуникации. Как взрослый больной, так и ребенок, должен знать, что он, имея нормальный интеллект, способен к полноценному общению. Необходимо продемонстрировать ему доступные способы коммуникации, например, жестово-мимические, пиктограммные, интонационные, и обучить им. Это предотвратит те деформации личности, которые могут возникнуть, если данные меры не будут приняты. Наиболее важное место в комплексе терапевтических мер при дизартрии занимает логопедическая работа, направленная на разработку органов артикуляции.

В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо; пассивными органами - зубы, верхняя челюсть, твердое небо и голосообразующий аппарат - голосовые складки. Правильное произношение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

В зависимости от состояния мышечного тонуса в мимической мускулатуре предусматривается проведение дифференцированного массажа:

- при спастичности - расслабляющий массаж лица: медленные, плавные движения от середины лба по направлению к вискам; равномерные с обеих сторон движения от бровей к волосистой части головы; движения вниз от линии лба, щек к мышцам шеи;

- при гипотонии - укрепляющий массаж: интенсивные поглаживающие движения, постукивание, легкое пощипывание мимических мышц. После проведения дифференцированного массажа для развития произвольных движений мимической мускулатуры проводятся следующие традиционные упражнения: закрывание и открывание глаз (одновременное и поочередное), нахмуривание и равномерное поднимание бровей, надувание щек (обеих одновременно и поочередно), наморщивание крыльев носа, поднимание верхней губы. Выполнение упражнений на дифференциацию движений губ, щек, языка с фиксацией мышц, включающиеся в содружественные движения, способствуют устранению синкинезий. Эти упражнения рекомендуется проводить перед артикуляционной гимнастикой в игровой форме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Причины не совершенствования речевого этикета
Восхищаясь теми чудесными методами, при помощи которых ребёнок овладевает родным языком, не забываем ли мы, взрослые, призваны обучать его правильной речи? Не отказываемся ли мы от роли его воспитателей? Никто не отнял права восхищаться сл ...

Реализация программы социально-педагогической деятельности по профилактике склонности воровства у детей младшего школьного возраста, анализ её результатов
Исследовательская работа, целью которой было выявление взаимоотношений в семьях учащихся 4-х классов, а также склонность этих учащихся к делинквентному поведению, проводилась на базе Муниципального общеобразовательного учреждения средней о ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru