Методы и прием логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией

Новое в образовании » Развитие фонематического восприятия у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами » Методы и прием логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией

Страница 3

Задняя часть спинки языка может подниматься и смыкаться с небом (при звуках [к], [г], [к’], [г’]) или же образовывать щель с небом (при звуках [х], [х’]). Для отработки этих движений служат упражнения "Пароход гудит", "Прятки".

Боковые края языка могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (при звуках [л], [л’]); могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (при всех остальных согласных звуках).

При произнесении некоторых звуков язык может быть:

- широким, распластанным; для отработки этого положения служат упражнения "Наказать непослушный язык", "Вкусное варенье";

- узким; сужению языка способствуют упражнения "Часики", когда дети при приоткрытом рте делают движения кончиком языка от одного угла рта к другому, и "Достань леденец": детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца; при этом надо следить, чтобы губы были неподвижны.

В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке [у]), могут округляться (при звуке [о]), могут обнажать передние верхние и нижние зубы (при звуках [и], [с], [з], [ц], [л] и др.), могут слегка выдвигаться вперед (при звуках [ш], [ж]). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (при звуках [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’]), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (при звуках [ф], [ф’], [в], [в’]). Выработке подвижности губ способствуют упражнения "Кто лучше сделает дудочку?", "Губы круглые, как бублик", "Спрячем зубы".

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, при этом меняется объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков - упражнение "Кормление птенцов". Мягкое небо может подниматься и опускаться. Когда мягкое небо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки ([м], [м’], [н], [н’]). Все остальные звуки - ротовые. Развитию подвижности мягкого неба способствуют упражнения типа "Подуть на одуванчик", "Ветер срывает листок" (покашлять при открытом рте на листок, подвешенный на ниточке).

Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение, поэтому логопед должен знать артикуляцию каждого звука. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а их работа - координирована. Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность. В процессе коррекционной работы важно уделять внимание правильному дыханию. Этому способствуют дыхательно-голосовая гимнастика, где отрабатываются:

- объем выдыхаемого воздуха;

- направленность воздушной струи. Прежде всего направленность в ротовой или носовой резонатор и далее - направленность в средние отделы рта (надувание щек) или в передние отделы;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Контроль как средство определения уровня владения МВ
Определить прогресс в совершенствовании языкового навыка возможно по средствам контроля. Контроль – это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения. Контроль это и часть урока, во время которо ...

Противоречия
Анализируя свою работу и учебную деятельность учащихся начальных классов, я пришла к выводу, что мы, учителя, стараемся минимизировать общение и сотрудничество детей друг с другом. Мы рассаживаем детей за парты, запрещаем на уроках разгова ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru