1 направление.
Цель: учить играть с куклой, последовательно выполняя взаимосвязанные действия.
Задачи:
Пополнить и закрепить активный словарь по теме (одежда, посуда, купание).
Ввести детей в проблемно-игровую ситуацию.
Показать последовательность взаимосвязанных действий с куклой.
Помочь детям воспроизвести аналогичные последовательные действия с куклой.
Закрепить игровые умения в повторной игре со словесными указаниями, подсказками взрослого.
Подсказать ребенку, перенести уже знакомые действия на другую игрушку.
Использовать в игре предметы-заместители.
Формы работы: специально организованные игровые ситуации, индивидуальные занятия.
Свою работу в 1 младшей группе мы начали со знакомства детьми с куклой Светой и поросенком Хрюшей. Света вместе с детьми учила неумеху - Хрюшу сервировать стол, мыть руки, посуду, готовить обед и т.п. Все игровые действия мы показывали и объясняли, например: “Кукла Света устала, хочет спать, я ее положу в кроватку и покачаю, колыбельную спою”. Поиграв с куклой, передавали малышу, ребенок самостоятельно начинал действовать. В другой раз говорили ребенку: “Дарина, смотри. Кукла Света плачет, глазки закрывает. Что с ней случилось? ” Если ребенок затруднялся в воспроизведении игрового действия, подсказывали причину плохого самочувствия куклы или предлагали вместе успокоить куклу. Далее в игру добавляли капризного зайчика, поросенка.
Для игр подбирали простые сюжеты с одним-двумя персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину кубиками и везет ее на стройку, мама катает в коляске дочку, кормит ее. Широко использовали стихи А. Барто, потешки.
Проводили наблюдения за окружающим, связывали их с игрой. Например, труд няни: “Давайте, и мы помоем посуду! Где у нас губка, таз?". Или переносили в игру собственный опыт ребенка: “Что ты делаешь по утрам, когда просыпаешься? И куколку тоже надо умыть, вытереть полотенцем, причесать”. Куклу мы и мыли, и спать укладывали, и гуляли, и кормили. Реальная жизнь и игровая деятельность тесно связаны в представлении ребенка, поэтому мы играли с куклой, обучаясь, расширяли багаж знаний детей об окружающем мире.
В младшем возрасте необходимы такие формы организации обучающих игр, чтобы каждый ребенок при демонстрации игрового образца был не посторонним и послушным наблюдателем, а активным участником тех событий, которые перед ним разыгрывает взрослый. Эффективными приемами организации обучающих игр являются те из них, благодаря которым малыши эмоционально приобщаются к смысловому содержанию игровых задач, вместе со взрослыми учатся ставить воображаемую цель, планировать ее выполнение, активно ищут способы и средства для достижения игровой цели.
Обучающую игру мы начинали с показа игрушек, пояснения их свойств, действий с ними. А затем предлагали игровую задачу: “Кукла испачкалась. Выкупаем Свету”, “Петушку негде посидеть. Построим ему скамеечку" и т.д. Привлекали детей к совместному решению игровой задачи с помощью вопросов к детям (Хрюша заболел. Что делать?), сюрпризных моментов (Кто там кричит? Давайте, послушаем. Зайчик спрятался. Где он?), обращения персонажа к детям (Помогите мне, ребята, сварить суп). Дети принимали посильное участие в обучающей игре: подавали игрушки, вместе со взрослым выполняли игровое действие, помогали. Так обучающие игры с одной стороны побуждали детей к игре, с другой - постоянно обогащали их игровой опыт. Кому-то мы помогали начать игру (Давай покормим куклу Машу кашей), другому, своевременно включившись в игру, помогали ее продолжить (Как темно за окошком! Уже вечер - пора куколкам ложится спать.), третьим показывали новые способы игры (использование воображаемого предмета, диалога с куклой или с другим ребенком), четвертым подвали пример игры с товарищами (Макар сидит впереди - он водитель. Крути руль, Макар! А Леша и Сева - пассажиры, сидят позади него. Я буду кондуктором, раздавать билетики.)
Новое о педагогике:
Причины
не совершенствования речевого этикета
Восхищаясь теми чудесными методами, при помощи которых ребёнок овладевает родным языком, не забываем ли мы, взрослые, призваны обучать его правильной речи? Не отказываемся ли мы от роли его воспитателей? Никто не отнял права восхищаться сл ...
Педагогические идеи Л.Н. Толстого
Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян, где реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на формирование т ...