Дидактико-методические системы. Основные теоретические направления и принципы обучения

Новое в образовании » Дидактические проблемы современного урока » Дидактико-методические системы. Основные теоретические направления и принципы обучения

Страница 3

Отличные особенности теории Л.В. Занкова.

- Идея единства и взаимопроникновения линий развития психической деятельности.

- Построение экспериментальных программ по принципу дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания.

- Разграничение при этом всегда идет в рамках принципа системности и целостности, которые подразумевают, что каждый элемент знаний должен усваиваться только в связи с другими и обязательно внутри определенного целого.

Теория развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина - дидактическая система, направленная на формирование учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии.

Трактовка понятия развития.

В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения, мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само такое обучение – развивающим. При этом В.В. Давыдов опирается на исходные положения Д.Б. Эльконина относительно того, что обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний, производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.

Таблица 1. Сравнительная характеристика теоретического и эмпирического мышления

Теоретические знания

Эмпирические знания

Сравнения предметов и представлений о них

Анализ роли и функции отношения внутри целостной системы

Открытие исходного отношения целостной системы

Выделение формально общего свойства совокупности предметов

Отражение внутренних отношений и связей

Отражение внешних свойств предметов

Связь реально существующего всеобщего отношения целостной системы

Выделение общего свойства как рядоположенного с особенными и единичными

Выделение особенных и единичных проявлений целостной системы

Подбор примеров, входящих в соответствующий класс предметов

Символо-знаковые средства

Средства фиксации – слова-термины

Важными компонентами мышления являются такие действия, как анализ, планирование и рефлексия, имеющие две основные формы – эмпирико-формальную и теоретико-содержательную

Отличительные особенности теории:

- обучение должно быть направлено на создание зон ближайшего развития, способствующих формированию психических новообразований. Исследованиями научного коллектива было установлено, что традиционное начальное образование не создает необходимых зон ближайшего развития, а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникли и начали развиваться еше в дошкольном возрасте.

- основными линиями развития являются: формирование учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретическое мышление и произвольное управление поведением.

- обучение ориентировано не только на ознакомление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения.

2. Теория развивающего обучения З.И. Калмыковой – система обучения, направленная на развитие и формирование продуктивного (творческого) мышления.

Основные показатели творческого мышления:

Оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных.

Быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей.

«Восприимчивость» к проблеме, ее непривычное решение.

Беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторыми требованиями.

Способность найти новые непривычные функции объекта или его части.

Продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса и существенным влиянием на умственное развитие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Воспитание и образование в Античном мире
Периоды развития воспитания и школы в античном мире: 1. Архаичный (древнегреческий) период. IX в. до н.э. по VIII в. до н.э. 2. Период расцвета Эллады(новогреческий): VII-IVв. до н.э. 3. Эллинистический период: III в. до н.э. - I в. до н.э ...

Формы знания и образование: актуальность концепции М. Шелера
Человек становится способным к созидательной и творческой деятельности, общению с другими членами общества, в соответствии с нравственными нормами, благодаря образованию и воспитанию. В современной науке существует множество дефиниций обра ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru