Психо-физиологические методы исследования

Страница 1

Для оценки уровня развития психофизиологических качеств и психомоторных способностей использовался ряд специальных тестов. Кистевая динамометрия проводилась для измерения силы правой и левой кисти ручным динамометром (ДРП-120) в положении стоя с выпрямленной и поднятой в сторону рукой. Во время теста не разрешалось делать резких движений, сходить с места, сгибать и опускать руку. Измерения выполнялись по три попытки на правую и левую руки, лучший результат регистрировался.

Становая динамометрия оценивалась по показаниям станового динамометра по общепринятой методике. Регистрировался лучший результат из трех попыток.

Таблица 2. Тесты, определяющие психофизиологическую подготовленность.

Тесты

Предположительно измеряемое качество

Единица измерения

11

Динамометрия правой и левой кисти

Сила мышц сгибателей кисти

Килограмм (кг)

22

Теппинг-тест

Работоспособность

Количество (раз)

33

Рефлексометрия

Простая двигательная реакция

Время (сек)

44

Методика «таблицы Шульте»

Концентрация внимания, динамика работоспособности

Время (сек)

Теппинг-тест проводился для определения частоты ненагруженных конечностей (кисть ведущей руки), совершающих движения типа постукиваний, как производной качества быстроты. Теппинг-тест также может применяться для исследований силы нервной системы. Контроль за частотой движений по показаниям теп-пинг-теста в ходе занятий позволяет судить о состоянии нейро-моторного аппарата, обеспечивающего решение двигательных задач.

В теппинг-тесте использовалось специальное устройство для подсчета числа ударов за каждые 15 секунд в течение 1 минуты. Разрешалось предварительно попробовать данное упражнение. Результат тестирования определялся путем суммирования всего количества ударов.

Для определения устойчивости внимания и динамики умственной работоспособности применялась методика «Таблицы Шульте». Испытуемому поочередно предлагались пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивал, показывал и называл числа в порядке их возрастания. Проба повторялась с пятью разными таблицами. Таблицу открывали, и одновременно с началом выполнения задания включался секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявлялись без всяких инструкций.

Основной показатель - время выполнения, а также количество ошибок (отдельно по каждой таблице). По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как: эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости, психическую устойчивость.

Методы математической статистики

Математическая обработка полученных данных осуществлялась методом математической статистики с определением средних величин (M) в каждой группе по всем исследуемым показателям, стандартных ошибок (m), среднего квадратичного отклонения коэффициентов вариации (), выявлялась статическая значимость различий по t-критерию Стьюдента и проводился корреляционный анализ (r).

Поставленные задачи определили следующую организацию работ. Исследование проводилось в несколько этапов. Общая схема организации исследований такова (рис.1):

1 этап (1995-2000гг.) Изучены психо-физиологические особенности и условия труда инженеров - механиков. Составлены профессиограммы инженерно-машиностроительных специальностей. Выделены и нормированы профессионально важные качества и определены параметры психофизиологических моделей специалистов.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Обучение учащихся в образовательной области «Технология» на основе личностно ориентированного подхода как социально педагогическая проблема
Изменения, происходящие в системе общественной жизни, непривычные для нашего человека (безработица, банкротства предприятий, занятия личным бизнесом, завоевание своего «места под солнцем» любой ценой, жесткий индивидуализм в различных сфер ...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечива ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru