Особенности социально-культурной среды современного российского села

Новое в образовании » Взаимодействие школы и социально-культурной сферы села » Особенности социально-культурной среды современного российского села

Страница 2

Под социально-культурной средой понимается конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в социальной сфере, сфере культуры и досуга.

Социально-культурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: активные субъекты социально-культурной деятельности в лице различных общественных институтов, социальных групп и отдельных индивидуумов; сам процесс этой деятельности во всех ее этапах; совокупность объективных условий, факторов и возможностей для ее реализации.

Социально-культурная среда подразделяется на широкую социально-культурную макросреду и микросреду. В первой действуют факторы, закономерности и институты общегосударственного масштаба; вторая – это сфера действия малых групп и входящих в них личностей, их непосредственное социально-культурное окружение.

Длительное время в социально-культурной среде присутствовал ориентир на однообразные типы «традиционного» клуба, Дома культуры, музея, парка, библиотеки, организацией которых занимались профессиональные работники культуры, художники, дизайнеры, другие представителями творческой интеллигенции, специализированные государственные организации и службы, призванные предоставить человеку некое культурное пространство, которое он обживает.

На сегодняшний день социально-культурная среда далеко не всегда и не везде подготовлена к глубоким изменениям, происходящим в обществе и в сознании людей. Создавая новые условия ее функционирования, эти изменения выдвигают новые требования как к формам организации культурно-досуговой деятельности, так и к целям и методам их реализации.

Социальная сфера в каждом регионе страны различна. Это связанно со спецификой местности, географического положения населенного объекта, климата, условий исторического заселения этой территории, - все это накладывает свой отпечаток на образ жизни, быт, досуг жителей определенной местности.

Особое положение в российской действительности занимает село. В книге «Сельская школа и социальная педагогика» М.П. Гурьянова выделяет различные элементы сельской среды, определяющие специфику её влияния на социальное развитие молодежи и подростков. Это экономические, социальные, национальные, социально-демографические, природно-климатические, экологические, архитектурные, социально-психологические, и другие условия, имеющие существенные отличия от городских .

Сельская среда представляет собой особый «мир», связанный глубокими историческими корнями с прошлым своей земли, с хозяйственными, культурными, трудовыми традициями народов, проживающих на ней. Сельские жители, коренное население России, и сегодня являются носителями исторической памяти, социального трудового опыта предшествующих поколений, общинного мировосприятия.

Сама структура села (микросреда) – сложнейший комплекс явлений, подразделяющийся на основные, определяющиеся и производные от основных. Одни имеют прямое влияние, другие – косвенное. Каждая такая структура включает различные факторы: экономические, политические, культурно-бытовые, социальные, которые оказывают значительное влияние на формирование поведения, на развитие разных сторон деятельности человека.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Сущность социально-педагогической поддержки
Социально-педагогическая поддержка детства представляет особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образова ...

Лингвистическая характеристика устной речи
Говорение как вид речевой деятельности Говорение – это один из видов деятельности, поэтому оно обладает многими признаками деятельности вообще; но говорение есть речевая деятельность, следовательно, у него имеются и какие-то специфические ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru