Под социально-культурной средой понимается конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в социальной сфере, сфере культуры и досуга.
Социально-культурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: активные субъекты социально-культурной деятельности в лице различных общественных институтов, социальных групп и отдельных индивидуумов; сам процесс этой деятельности во всех ее этапах; совокупность объективных условий, факторов и возможностей для ее реализации.
Социально-культурная среда подразделяется на широкую социально-культурную макросреду и микросреду. В первой действуют факторы, закономерности и институты общегосударственного масштаба; вторая – это сфера действия малых групп и входящих в них личностей, их непосредственное социально-культурное окружение.
Длительное время в социально-культурной среде присутствовал ориентир на однообразные типы «традиционного» клуба, Дома культуры, музея, парка, библиотеки, организацией которых занимались профессиональные работники культуры, художники, дизайнеры, другие представителями творческой интеллигенции, специализированные государственные организации и службы, призванные предоставить человеку некое культурное пространство, которое он обживает.
На сегодняшний день социально-культурная среда далеко не всегда и не везде подготовлена к глубоким изменениям, происходящим в обществе и в сознании людей. Создавая новые условия ее функционирования, эти изменения выдвигают новые требования как к формам организации культурно-досуговой деятельности, так и к целям и методам их реализации.
Социальная сфера в каждом регионе страны различна. Это связанно со спецификой местности, географического положения населенного объекта, климата, условий исторического заселения этой территории, - все это накладывает свой отпечаток на образ жизни, быт, досуг жителей определенной местности.
Особое положение в российской действительности занимает село. В книге «Сельская школа и социальная педагогика» М.П. Гурьянова выделяет различные элементы сельской среды, определяющие специфику её влияния на социальное развитие молодежи и подростков. Это экономические, социальные, национальные, социально-демографические, природно-климатические, экологические, архитектурные, социально-психологические, и другие условия, имеющие существенные отличия от городских .
Сельская среда представляет собой особый «мир», связанный глубокими историческими корнями с прошлым своей земли, с хозяйственными, культурными, трудовыми традициями народов, проживающих на ней. Сельские жители, коренное население России, и сегодня являются носителями исторической памяти, социального трудового опыта предшествующих поколений, общинного мировосприятия.
Сама структура села (микросреда) – сложнейший комплекс явлений, подразделяющийся на основные, определяющиеся и производные от основных. Одни имеют прямое влияние, другие – косвенное. Каждая такая структура включает различные факторы: экономические, политические, культурно-бытовые, социальные, которые оказывают значительное влияние на формирование поведения, на развитие разных сторон деятельности человека.
Новое о педагогике:
Анализ содержания обучения школьников в программах образовательной области
«Технология»
Традиционный подход в проектировании содержания образования не обеспечивает в полной мере развития личности. Достижение личностной ориентированности затруднено существующими принципами формирования учебных планов и программ, определяющих с ...
Методические рекомендации по изучению темы «Соотношение между сторонами и
углами треугольника» в 7 классе
Данная разработка уроков ориентированна на учащихся седьмого класса и реализуется на основе следующих документов с учетом Госстандарта: федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математик ...