Взаимосвязь образования и трудоустройства молодежи

Страница 3

Поворот молодежи к государственному сектору экономики, традиционным, устойчивым сферам занятости идет вынужденно на уровне поведения, но не трансформируется на уровне ценностных ориентаций молодого поколения. Сегодня молодежь демонстрирует большую приспособленность к предлагаемым социально-экономическим условиям в сравнении со старшими поколениями. По данным социологических исследований, она чаще проявляет инициативу в работе: 45,1% среди опрошенных до 29 лет против 30,3% инициативных в возрасте 50 лет и старше. Молодежь больше работает дополнительно: 14,5 часа в неделю — в возрасте до 29 лет против 11,9 часов дополнительно работающих в возрасте 50 лет и старше. Идет борьба между традициями и инновациями, между содержанием и формами трудовой деятельности различных поколений. Для сохранения целостности общественной системы важно осознать мотивацию прилагаемых молодым поколением усилий.

Молодежь включается в трудовую деятельность, воспринимая ценность труда лишь как средство достижения личного блага, или не считая труд какой-либо ценностью вообще. Идет смещение от ценностнорационального к целерациональному трудовому поведению поколений. Процесс разрушения труда как самоценности для молодежи продолжается. В тенденции динамика общественного сознания в России 1980—90 гг. такова: от ценности труда «на благо общества», от содержания труда, самореализации в нем — к доминированию материальных результатов труда в виде зарплаты и различных льгот. Воспроизводство таких смыслов трудовой деятельности напрямую связано с мотивами получения профессионального образования.

Данные социологических исследований 1980-х гг., например, результаты межрегионального лонгитюдного социологического исследования «Пути поколения», показывают, что в бывшем СССР в сознании молодежи существовала и культивировалась четкая иерархия смыслов образования. В порядке понижения значимости они располагались следующим образом: «общественно-стереотипный» смысл учебы: стать специалистом и быть полезным обществу; «субъектно направленный»: развитие интересов и способностей, развитие своей личности; «социальных ожиданий» смысл учебы: материальная обеспеченность, положение и престиж в обществе .

Сравнивая ценностные представления об образовании молодежи 1980-х и 1990-х гг., можно сказать, что в иерархии ценностей образования произошли качественные изменения. «Общественно-стереотипный» смысл учебы сменился на смысл «социальных ожиданий», который довольно быстро превратился в стереотип сознания молодежи. Уже не полезность обществу, абстрактному для ценностного сознания молодежи, а владение конкретной социальной ситуацией выдвигается в качестве значимого. «Субъектно направленный» смысл образования оказался подчиненным не идее развития общества в целом, а необходимости удержания и улучшения индивидуального социального положения. Смысл «социальных ожиданий» стал лидирующим, часто единственным смыслом образованиия. Такая жесткая ориентация на индивидуальное благо в сфере образования и занятости может привести молодое поколение к быстрому тактическому успеху, но одновременно лишает его права на ошибку в борьбе за социальный статус, существенно ограничивает свободу выбора и варианты его поведения. Анализ следующих противоречий подтверждает этот вывод.

Страницы: 1 2 3 

Новое о педагогике:

Самостоятельная работа в технологии проблемной учебы
Проблема самостоятельной работы учеников в процессе учебы является в настоящее время одной из наиболее актуальных. Решение ее в практике школ требует особенного внимания, поскольку в повседневной деятельности учителя больше всего недостатк ...

Принцип условий свободы развития ребенка
Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание "условий свободы" в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного процесса в ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru