Поворот молодежи к государственному сектору экономики, традиционным, устойчивым сферам занятости идет вынужденно на уровне поведения, но не трансформируется на уровне ценностных ориентаций молодого поколения. Сегодня молодежь демонстрирует большую приспособленность к предлагаемым социально-экономическим условиям в сравнении со старшими поколениями. По данным социологических исследований, она чаще проявляет инициативу в работе: 45,1% среди опрошенных до 29 лет против 30,3% инициативных в возрасте 50 лет и старше. Молодежь больше работает дополнительно: 14,5 часа в неделю — в возрасте до 29 лет против 11,9 часов дополнительно работающих в возрасте 50 лет и старше. Идет борьба между традициями и инновациями, между содержанием и формами трудовой деятельности различных поколений. Для сохранения целостности общественной системы важно осознать мотивацию прилагаемых молодым поколением усилий.
Молодежь включается в трудовую деятельность, воспринимая ценность труда лишь как средство достижения личного блага, или не считая труд какой-либо ценностью вообще. Идет смещение от ценностнорационального к целерациональному трудовому поведению поколений. Процесс разрушения труда как самоценности для молодежи продолжается. В тенденции динамика общественного сознания в России 1980—90 гг. такова: от ценности труда «на благо общества», от содержания труда, самореализации в нем — к доминированию материальных результатов труда в виде зарплаты и различных льгот. Воспроизводство таких смыслов трудовой деятельности напрямую связано с мотивами получения профессионального образования.
Данные социологических исследований 1980-х гг., например, результаты межрегионального лонгитюдного социологического исследования «Пути поколения», показывают, что в бывшем СССР в сознании молодежи существовала и культивировалась четкая иерархия смыслов образования. В порядке понижения значимости они располагались следующим образом: «общественно-стереотипный» смысл учебы: стать специалистом и быть полезным обществу; «субъектно направленный»: развитие интересов и способностей, развитие своей личности; «социальных ожиданий» смысл учебы: материальная обеспеченность, положение и престиж в обществе .
Сравнивая ценностные представления об образовании молодежи 1980-х и 1990-х гг., можно сказать, что в иерархии ценностей образования произошли качественные изменения. «Общественно-стереотипный» смысл учебы сменился на смысл «социальных ожиданий», который довольно быстро превратился в стереотип сознания молодежи. Уже не полезность обществу, абстрактному для ценностного сознания молодежи, а владение конкретной социальной ситуацией выдвигается в качестве значимого. «Субъектно направленный» смысл образования оказался подчиненным не идее развития общества в целом, а необходимости удержания и улучшения индивидуального социального положения. Смысл «социальных ожиданий» стал лидирующим, часто единственным смыслом образованиия. Такая жесткая ориентация на индивидуальное благо в сфере образования и занятости может привести молодое поколение к быстрому тактическому успеху, но одновременно лишает его права на ошибку в борьбе за социальный статус, существенно ограничивает свободу выбора и варианты его поведения. Анализ следующих противоречий подтверждает этот вывод.
Новое о педагогике:
Возможности
изучения философской науки в условиях университета
В последнее время в белорусском интеллектуальном пространстве идет обсуждение возможных стратегий и методологий изучения философской традиции, предполагающее как использование традиционного историко-философского инструментария, так и поиск ...
Диагностика общей культуры личности подростка
Исследование проводилось на базе МКОУ Дудаченской общеобразовательной школы Фроловского района. В исследовании участвовали 19 учащихся 9 класса. Работая над изучением данного вопроса в практической части исследования, мы не нашли единой ме ...